Во втором эпизоде подкаста TECHNODEMIA – много примеров пропагандистских плакатов
и убеждающих визуальных посланий, которые сопроводили немалые триумфы и гадости
в истории человека XX-XXI вв. Новый выпуск уже доступен на платформах YouTube, Google
Podcast
, Castbox, iTunes, Spotify (вне Беларуси) и Яндекс.Музыка.

О чем сообщала миру широкая улыбка Юрия Гагарина, почему сегодня интересны
нигерийские киноплакаты и постеры времен войны СССР в Афганистане и какими были
плакаты в Первую мировую? Славную историю пропагандистского постера, от рассвета и
до заката, рассказывает и показывает в картинках доктор искусств из Европейского
гуманитарного университета Константин Гайтанжи.

Для эффективного ознакомления со вторым эпизодом академического подкаста
необходимо иметь перед глазами визуальный материал, который обсуждается в записи.
Все плакаты из подкаста – уже перед вами!

Лучезарный Юрий Гагарин (с 01:50 по 03:17)
Начинаем широкой улыбкой Юрия Гагарина и идеологическим значением обаяния первого человека в космосе:

Многонациональная Франция (с 06:13 по 07:13)
А где на самом деле кончается Франция? Журнальное идеологическое мифотворчество французских таблоидов 1950-х гг. говорило однозначно – нигде:

Плакаты с обращением к зрителю (с 12:14 по 17:34)
Один из сильнейших приемов убеждающего постера – не слишком вежливое обращение к зрителю напрямую, усиленное тычком пальца. Доктор Гайтанжи упоминает английский, американский и советский образцы:

Образ обезьяны (с 17:35 по 18:30)
Враг под безобразной личиной нечеловека – важная пропагандистская штучка плаката в XX в., придуманная англичанами против Германской империи:

Согласно Гайтанжи, в плакатных образах ужасной обезьяны разных стран – зачатки облика киночудовища по имени Кинг-Конг:

Также интересен плакат из антисемитской книги «Ядовитый гриб» времен нацистской пропаганды ненависти к евреям. В подкасте не обсуждался:

Дегуманизация и плакаты о безбожничестве врага (с 20:01 по 22:13)
Дегуманизация врага, а именно представление его в виде безбожной силы, борющейся с христианством – также частый нарратив в корыстном визуальном убеждении:

Плакатное искусство времен войны в Афганистане (с 22:14 по 24:14)
Один из последних всплесков высокого качества в славной истории постерного убеждения – плакаты времен войны Советского союза в Афганистане:

Африканские и литовский киноплакаты (с 25:16 по 26:17, с 28:15 по 29:12)
Всё показанное – дела минувшего, но как дела в плакатном искусстве сегодня? Постер хорошего уровня сегодня – большая редкость, однако, в коммерческой сфере кинопроизводства встречаются занятные образцы. Таков постер литовского фильма Suolis:

Качественный плакат в XXI в. в развитых странах умирает стремительно и во всех сферах — прежде всего, в связи с экспансией «цифры». В регионах с наименьшим уровнем дигитального развития и цифровой доступности высокое искусство постера продолжает цвести (во всяком случае, в индустрии развлечений). В частности, в нигерийском киноплакате и других африканских постерах для проката фильмов:

Трейлер подкаст-проекта TECHNODEMIA, а также первый эпизод (в котором лектор К. Гайтанжи рассказывает о пути в науке, магистратуре в ЕГУ по визуальной пластике и особенностях визуальных посланий вчера и сегодня) можно послушать на всех площадках.

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Популярные

Веб-сайт создан на WordPress.com.

Больше на The EHU Times

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Читать дальше