Художник Тимофей Радя о протестах в Екатеринбурге.
Екатеринбургский художник Тимофей Радя уже не первый год известен своими остроумными уличными работами. Одни из самых известных — «Я бы тебя обнял, но я просто текст» (Екатеринбург), «Вы распинаете свободу, но душа человека не знает оков» (Санкт-Петербург), «Все это не сон» (Нижегородская область).

Находившись во время протестов вокруг строительства храма святой Екатерины в Екатеринбурге, помог художнику MrBrownGreen разместить постер «Черти», изображающий губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, главу РМК Игоря Алтушкина, гендиректора УГМК Андрея Козицына и патриарха Кирилла. В своем интервью художник поделился своим мнением и реакцией на протесты, а также рассказал о мотивах своих новых работ.
— Расскажите, как прошли для вас дни протеста? Как они выглядели?
— К своему счастью, я с самого начала протестов был в Екатеринбурге. Что интересно, я был одним из первых, кто увидел, что ночью в сквере поставили забор. Поскольку я занимаюсь уличным искусством, то я знаю, что ночь с воскресенья на понедельник — это самое тихое время, никто ничего не узнает точно. И когда я увидел там этих людей опасной наружности, человек 50-70, у меня было очень сильное ощущение, что они хотят что-то ******** [украсть], так и получилось. Вместе с [людьми, которые ставили забор] были еще вот эти боевые ребята из ЧОП РМК или из их бойцовской академии, к сожалению, на них не написано, откуда они.
На следующий день уже начались публичные события, о которых мы все читали. Мы с друзьями практически все время были около Театра драмы, с самого начала до самого конца. Очень интересно, как поменялось восприятие города из-за этого. Я часто смотрю на город как исследователь, и [в эти дни] он весь сжался и сконцентрировался, мы стали жить на этом маленьком пятачке. Потом я ехал домой и поймал себя на мысли, что мне странно видеть другие улицы, настолько я привык к Драме.
— Как проявил себя город во время самых конфликтных моментов, столкновений?
— Для меня это великое произведение уличного искусства. Возникла удивительная сплоченность, мне кажется, это такой архетип площади в греческом смысле, это настоящий офлайн, когда люди все находятся в одном месте, начинают общаться друг с другом, знакомиться. Это растворяет страх и чувство отчуждения, которым обычно наполнен большой город. Приходили очень разные люди. В иной ситуации они бы даже не смогли спокойно пройти мимо друг друга, потому что они антагонисты. Но здесь нашлась тварь пострашнее, все объединились, чтобы сопротивляться этому давлению власти и олигархов. Я бы сказал, что мы вышли на улицу и вернули себе город. Но, конечно, это только начало. Я не сомневаюсь, что все получится, потому что вижу в глазах людей решительный настрой, все готовы идти до конца и ничего не бояться.
— В описании одной из ваших работ есть строчка «Страна — это кристалл, иногда внутри что-нибудь спрятано, иногда пусто». Что по-вашему сейчас в нем спрятано?
— То, что ты процитировала, это год 2013-й, наверное. Это может звучать наивно, но зато так можно отследить путь [художника]. Сейчас я бы сказал, что страна — это горький киндер-сюрприз, внутри которого спрятан бесконечный забор и десять рядов ОМОНа вокруг. Это невероятно фантастическая картина. Я ловил себя на мысли, что невозможно поверить в реальность происходящего, что это происходит здесь и сейчас, как будто в книге Сорокина. Но если называть вещи своими именами, то мне кажется, что это настоящее предательство России со стороны власти и олигархов. Потому что они забирают будущее у молодых поколений. Люди хотят быть частью глобального мира, а их учат писать гусиным пером. Я недавно узнал, что жена Алтушкина активно агитирует за введение уроков писания гусиным пером. Это абсурд, но это реальность.
Полную версию интервью можно прочитать здесь.
фото Тимофей Радя