Грамадства Палітыка Універсітэт jus gentium

(Не)свобода слова и собраний: проблемы демократии Беларуси

Статья 1 конституции Республики Беларусь гласит: “Республика Беларусь- унитарное демократическое социальное правовое государство”. Почему выделено это понятие: демократическое? Попробуем разобраться, можно ли данную правовую норму назвать действительной, либо же она закреплена формально? Может это лишь знак подражания государствам Запада, принявшим  идеи демократического общества? Для начала вспомним определения этого понятия. Прежде всего, демократическое государство- это такое государство, деятельность которого соответствует общепризнанным правам и свободам человека, т.е. в демократическом государстве реально существуют права и свободы, которые граждане, в свою очередь, могут реализовывать, без страха быть ущемленными.

Одной из наиболее интересных тем являются демократические свободы слова и собраний. Идеи свободы слова возникли еще несколько веков назад, так английский Билль о правах 1689 года закрепил свободу парламента в обсуждении дел королевства и чиновников. Впоследствии свобода слова как естественное право человека (теория естественного права- права, которые возникают у человека с рождения и вытекают из его природы; неотъемлемые права) была закреплена в “Декларации прав человека и гражданина” 1789 года- важнейшем  Великой французской революции. В основу декларации и легла теория о естественных правах. Сегодня в конституциях современных государств фиксируется свобода слова, и Беларусь не исключение. Обратимся к основному закону- Конституции, где в статье 33-ей указано: “Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение…Монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура, не допускаются”. Данную формулировку статьи можно было бы смело назвать подтверждением существования демократии в белорусском обществе, но…в современных условиях это не более чем формальность.  Попробуем разобраться.

Международная правозащитная организация “Репортеры без границ”  ежегодно составляет рейтинг стран мира “Индекс свободы прессы” в 2016-ом году поставила нашу страну на 153-е место, что является очень низким результатом для провозглашенного демократического государства. Несмотря на заверения президента Республики Беларусь, что Беларусь в 2016-ом году снизит зависимость от России и выведет страну из экономического кризиса. Но кроме освобождения некоторых политзаключенных ( среди них: экс-кандидат в президенты Николай Статкевич, активист из Гомеля Юрий Рубцов, журналист из Бобруйска Евгений Васькович, Игорь Олиневич и Николай Дедок- ныне студент ЕГУ), изменений так и не произошло. Журналисты подвергаются аресту, а сотрудники независимых СМИ часто сталкиваются с проблемой получения аккредитации.  В частности, были задержаны редакторы российского агентства Regnum, которые в своих материалах высказали мнение, что “Беларусь погружается в пучину деградации и “вышиваночного” безумия”.

Но самым громким и скандальным событием в нынешнем, 2017-ом году, стали массовые задержания людей, в частности репортеров и журналистов, на День Воли 25-ого марта. Основная причина этих событий- издание 2 апреля 2015-ого декрета №  3 «О предупреждении социального иждивенчества», более известный как  Декрет о тунеядстве, срок выплаты которого выпал на 20-е февраля 2017-ого года. Данный декрет представляет собой налоговый сбор с безработных людей, который составляет 20 базовых величин. На время сбора отводится 30 дней с момента получения извещения. Выплаты произвели немногим более 10% людей, получивших письмо. Акции протеста прошли по всей стране 17-ого, 19-ого и 26-ого февраля, 5-ого, 10-ого, 11-ого, 12-ого и, соответственно, 25-ого марта. Является ли данный декрет правовым? Определенно, нет. В статье 41-ой раздела 2 Конституции Республики Беларусь сказано: “Принудительный труд запрещается, кроме работы или службы, определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении”. Вводился ли этот декрет в условиях чрезвычайного положения? Конечно, нет. Значит, данный закон является неправовым, т.к. противоречит Конституции. Почему же Конституционный суд Республики Беларусь признал его законным, ссылаясь на статьи 56 и 133 об обязанности граждан участвовать в госфинансировании. Формулировка данных  статей является неразвернутой, поскольку не указано, все ли граждане обязаны платить налоги или только определенные лица, поэтому, и Конституционный Суд не удовлетворил

Так можно ли было разгонять мирных демонстрантов, выражающих недовольство изданным декретом? Ведь в статье 35 основного закона государства закреплено, что “Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Республики Беларусь, гарантируется государством. Порядок проведения указанных мероприятий определяется законом”. Власти не имели полномочий задерживать участников митинга и тем более, подвергать их аресту. Более того, как отмечалось выше, арестованы были и журналисты, а это порядка 50 человек. Среди них и сотрудники иностранных СМИ. Напрример, британский журналист Филип Уорвик, которого сотрудники ОМОН жестко избили. В своем интервью он рассказал, что его ударил в бедро молодой ОМОНовец, а также ногой по голове. А позже и вовсе журналиста схватили за шею и стали душить. Что уж говорить про белорусскую прессу. Задержаны были журналисты “Белсата” Ольга Чайчиц и Андрей Козер; сотрудники “Нашай Нівы” Ирина Араховская и Артем Гарбацевич; редактор “Комсомольской правды в Белоруссии” Андрей Левковский и многие другие. Что касается государственных изданий, то Советская Белоруссия написала новость о том, что “25 марта в Минске все было спокойно, и несанкционированных акций не происходило”. Но многочисленные снимки с мест происшествия доказывают обратное.
Minsk
Minsk

Как видим, государственные СМИ словно работают под диктовку и пишут то, что угодно власти, а независимые СМИ подвергаются преследованиям. Со свободой слова разобрались. А что насчет свободы собраний? Власти при задержаниях ссылались на то, что акция была не разрешена, однако известно, что в Минске заявка на проведение акции не раз направлялась властям: первая- 6 января, на которую ответили отказом за якобы “неправильное оформление документов“; ответ на вторую заявку должен был прийти как раз 20-ого марта ( за пять дней до проведения мероприятия), но в итоге был получен лишь 24-ого числа и ответ содержал предложение провести митинг лишь в течение 2-ух часов в парке Дружбы народов. Власти словно умышленно тянули с ответом на вторую заявку, а поэтому заявители решили провести акции, предварительно отозвав свои заявки по причине незаконной просрочки с ответом со стороны Мингорисполкома. Со стороны органов ЕС, подобные действия в отношении мирных граждан являются недопустимыми. Несмотря на то, что и в Америке, и в странах ЕС предусматривается ответственность за проведение неразрешенных массовых мероприятий, правоохранительные органы не позволяют избивать участников, более того в некоторых государствах ответственность предусматривается лишь в случае наличия оружия, а за проведение акций взимают определенную сумму, например, в США. Поэтому главы стран ЕС призвали белорусские власти освободить задержанных и не допускать подобных действий в будущем.

Из этого следует, что власти Беларуси серьезно нарушают права человека: и рассмотренные свобода слова и собраний- лишь малая часть. Подобные действия в отношении граждан и, тем более, иностранных граждан, недопустимые: арест мирных граждан с применением силы, преследование журналистов-фрилансеров и игнорирование различного рода обращений граждан к властям- в будущем приведут к ещё большему диссонансу в обществе. Сложно сказать наверняка, но на данный момент жители Беларуси недовольны политикой действующего Президента Александра Лукашенко. Следующий митинг оппозиция планирует провести 3-его июля. Более того, граждане недовольны декретом № 3 и требуют его отмены, чего в ближайшее время не намечается, т.к. президент отложил его действие до следующего года. Наиболее острой стала проблемы выезда граждан на пмж в другие страны, в частности, страну покидают в два раза больше студентов, чем приезжают иностранные. О чем это говорит? Молодежь ищет любые пути уехать из Беларуси, в результате чего страна теряет большое количество высококвалифицированных  рабочих. Остается лишь надеяться, что ситуацию еще можно разрешить, и белорусская демократия перестанет быть формальностью.

Екатерина Шафранович


<<<

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

%d такие блоггеры, как: