Первый раз — в Германии: это проба, второй раз — в Литве: это проверка навыков пропаганды, третья история — в Испании это черная пропаганда поставлена на промышленный уровень.
История No 1: про девочку Лизу в Германии
Утка о якобы похищенной и изнасилованной берлинской девочке привела к бурной реакции российских немцев в Германии. Теперь многим из них стыдно, что они повелись на российскую пропаганду.
Год назад, в январе 2016 года, русскоговорящую Германию всколыхнула страшная новость: арабские беженцы, мол, похитили в Берлине девочку Лизу из порядочной семьи российских немцев, избили и всю ночь насиловали.
Вначале новость передавали по «сарафанному радио». Кто-то непременно знал кого-то, лично знакомого с ближайшими родственниками Лизы, а то и с ней самой. Потом нервной сыпью покрылись социальные сети. Новость, как снежный ком, обрастала все новыми подробностями. А вскоре с собственным сенсационным расследованием выступил и Первый канал российского телевидения.
Возмущенная общественность
Лиза нашлась довольно быстро. Оказалось, никто ее не похищал. У девочки просто были проблемы в школе, она боялась рассказать о них строгим родителям и, опасаясь их гнева, решила домой в тот злополучный день не идти, а переночевала в семье одноклассника.
Полиция выяснила это довольно быстро, но поделиться всеми подробностями не могла: законы об охране личных данных несовершеннолетних не позволяли. Российские же журналисты, родственники девочки и возмущенные представители русскоговорящей общественности, с пеленок впитавшие недоверие к любым органам власти, были уверены, что берлинская полиция водит их за нос, пытается из политкорректности замять дело, выгородить беженцев.
По Германии в те январские дни прокатилась волна — пусть и не очень многочисленных — митингов и демонстраций. В них приняли участие несколько тысяч переселившихся в разное время на свою историческую родину и прежде политически весьма инертных российских немцев. Были среди демонстрантов и представители немецких крайне правых, а также сторонники правопопулистской партии «Альтернатива для Германии», активно обхаживающей немцев-переселенцев.
В конце концов история вышла на высший политический уровень отношений Германии и России. Российский министр иностранных дел Сергей Лавров назвал Лизу «нашей девочкой», выразил уверенность, что она «не добровольно исчезала на 30 часов», и упрекнул власти Германии в попытках «политкорректно залакировать действительность во внутриполитических целях».
В ответ глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier) в весьма резкой для дипломата форме обвинил российского коллегу во вмешательстве во внутренние дела ФРГ, в попытке использовать это дело «для политической пропаганды».
С тех пор прошел год. Что теперь говорят представители российских немцев о той истории? Имела ли она последствия?
«Мяч в чужой игре»
Прежде возмущенная русскоговорящая общественность Германии, выходившая год назад на демонстрации протеста, в том числе к зданию ведомства федерального канцлера, теперь о той истории предпочитает помалкивать. Стыдно, что повелись на пропагандистскую утку.
Если на встречах живущих в Берлине российских немцев с местными политиками эта тема и всплывает, то речь теперь идет только о причинах неадекватной реакции на слухи о «похищении» и «изнасиловании» девочки, о роли российской пропаганды и используемых ей методах.
Об этом рассказал корреспонденту DW председатель берлинской секции землячества немцев из России в Германии Александер Рупп (Alexander Rupp). Он сам, правда, до сих пор считает, что и полиция Берлина допустила ошибки, дав своим молчанием пищу для слухов и нагнетания страстей.
Родственники Лизы наотрез отказываются встречаться с журналистами, в том числе и российскими. По словам Александра Райзера (Alexander Reiser), председателя общественного союза Vision, оказывающего помощь немцам-переселенцам, эта семья считает, что стала «разменной монетой в чужой политической игре», что ее совершенно цинично подставили и использовали — и российские СМИ, и посольство РФ в Германии, которое тоже внесло свою лепту, и Сергей Лавров. «Попользовались и бросили», — так характеризует Райзер настроения родственников Лизы.
Теперь он понимает, какие цели преследовала российская пропаганда: показать, какое плохое западное общество, что здесь, мол, царит такое же беззаконие, как и в России. «И как же легко, — удивляется он, — оказалось в современном мире с помощью СМИ и социальных сетей взбудоражить толпу».
Некоторые стоят на своем
«Теперь многие из российских немцев сожалеют, что позволили себя задурить и поперлись на демонстрацию, — говорит Райзер. — Они испытывают чувство стыда».
А вдохновители тех акций? Что говорит теперь, например, глава некоего «Международного конвента российских немцев» Генрих Гроут (Heinrich Groth), который был инициатором и главным оратором на том митинге у ведомства федерального канцлера?
Он, рассказал Райзер, по-прежнему гнет свою линию, винит немецкие власти, уверяет, что они запугали адвоката, отстаивавшего интересы семьи Лизы. Кроме него, добавил собеседник DW, есть и некоторые другие неисправимые сторонники теорий заговора, считающие, что что-то там все-таки было, что дело так и не было до конца расследовано.
«Лиза» и ее последствия
То, что теперь о «девочке Лизе» предпочитают не вспоминать, не означает, что эта история осталась вовсе без последствий для российских немцев, живущих и голосующих в Германии.
Примечательно, что на региональных выборах в прошлом году правопопулистская партия «Альтернатива для Германии», резко критически относящаяся к приему беженцев, добилась особенно высоких показателей именно там, где на избирательных участках зарегистрировано много немцев из России. Может быть, «девочка Лиза» все-таки повлияла на их выбор?
Имела эта история последствия и для немецкого правительства. «Девочка Лиза» показала ему, как с помощью всего одной, но хорошо раскрученной фейковой новости можно качнуть в нужную сторону определенную категорию населения, а заодно внести раскол в немецкое общество, в котором пошли разговоры о российских немцах как о «пятой колонне» Кремля в Германии.
История No 2: «Девочка Лиза» в Испании
Испанская прокуратура опровергла распространяемый российскими СМИ фейк о 13-летней россиянке, которую якобы принуждали к проституции. История очень напоминает «дело девочки Лизы» из Германии.
Раздутая некоторыми российскими СМИ история 13-летней россиянки в Испании, мать которой якобы принуждала ее заниматься проституцией, оказалась выдумкой. Этот случай отчасти напоминает созданный российским ТВ в 2016 году фейк об изнасиловании 13-летней девочки Лизы из семьи российских немцев в Германии.
В результате расследования испанской полиции и прокуратуры подозрения в том, что девочка занималась проституцией, не подтвердились. Между тем следствие выяснило, что мать девочки действительно пренебрегла родительскими обязанностями. Корреспондент DW в Испании разбирался в ситуации.
Информационный натиск
8 февраля в российских СМИ начали появляться статьи под заголовками типа «13-летняя русская девочка торговала своим телом«, «В Испании из русской девочки сделали путану«, «Девочку сдавали в аренду педофилам» и так далее. В них утверждалось, что юная гражданка РФ предлагала свои сексуальные услуги прохожим прямо на набережной в городе Альмерия и затем отправлялась с ними на частные квартиры или в отели.
Указывалась даже такса, по которой якобы оказывались эти услуги, в частности, выходцам из Северной Африки — 15-20 евро. Утверждалось, что у девочки якобы был и постоянный клиент — 59-летний мужчина, который расплачивался с ней продуктами.
Делала все это несовершеннолетняя россиянка якобы с целью прокормить себя и 9-летнего сводного брата, а также чтобы снабдить спиртным и сигаретами 32-летнюю мать. Последняя, как указывалось в статьях, «настолько морально опустилась в Испании», что не только не пресекала занятия дочери проституцией, но даже принуждала к ним, подбирая клиентов. Был в этой истории и еще один «злодей» — кондитер, заставлявший девочку убирать его заведение за продукты, спиртное или плату в 2-5 евро в день.
За публикациями в СМИ последовали заявления представителей российской общественности, в частности, члена Общественной палаты Елены Суторминой, с призывами незамедлительно «спасти» девочку.
Свидетельства прокуратуры
На самом деле ничего подобного с юной россиянкой не происходило, пояснил DW представитель прокуратуры Альмерии. Девочка действительно попала в январе в поле зрения местной полиции — после того, как поступил сигнал от осведомителя, что девочка, возможно, занимается проституцией. Поскольку речь шла о несовершеннолетней, полиция отреагировала моментально, заявили DW в прокуратуре.
В результате проверки выяснилось, что юная россиянка не посещала школу, фактически оказалась без материнской опеки, большую часть времени проводила вне дома и часто общалась с неким 59-летним гражданином Испании, а также незаконно работала в кондитерской. Но информация о том, что она могла заниматься проституцией, не подтвердилась.
По словам сотрудника прокуратуры, «история российской девочки сейчас находится под личным контролем главного прокурора Альмерии Антонио Переса Гальегоса». Орган госнадзора провел собственное расследование и тоже не обнаружил никаких подтверждений версии о проституции.
Представитель прокуратуры посетовал, что, несмотря на категоричное и своевременное заявление его ведомства, дело «обросло слухами и получило неоправданную огласку в российской прессе». Причем эти СМИ, почему-то — видимо, для пущей убедительности — ссылаются на источники испанского суда, хотя дело находится еще лишь в ведении следствия и прокуратуры.
Расследование продолжается
Представитель прокуратуры отметил также, что его ведомство, полностью исключив версию о занятии девочкой проституцией, распорядилось, чтобы следствие сосредоточилось на изучении такого правонарушения, как пренебрежение матерью обязанностями воспитывать и материально обеспечивать своих детей.
Кроме того, следственные органы выясняют, имели ли место сексуальные притязания к юной россиянке со стороны упомянутого 59-летнего испанца, в доме которого она, как выяснилось, помогала за деньги с уборкой. Предположение о сожительстве этого испанца с несовершеннолетней россиянкой прокуратура отвергла.
Требует прокуратура досконально расследовать и историю с работой девочки в кондитерской. «Ее владелец не имел права использовать труд несовершеннолетней, а если и использовал, то обязан был платить ей полноценную зарплату, — пояснил собеседник DW. — Так что он может быть привлечен к ответственности за нарушение трудового законодательства».
Юридический прогноз
Со своей стороны член мадридской коллегии адвокатов Оскар Прието полагает, что «наиболее перспективным направлением следствия» является изучение дела матери девочки. Если удастся доказать, что женщина не заботилась о детях, то ее в дальнейшем — по решению суда — могут лишить родительских прав. Вместе с тем в ответ на просьбу DW прокомментировать заявление от 15 февраля уполномоченной при президенте РФ по правам ребенка Анны Кузнецовой испанский адвокат лишь рассмеялся.
В заявлении Кузнецовой, как и в предшествовавшем ему высказывании представителя Общественной палаты Елены Суторминой, содержалось требование к испанским властям вернуть девочку в Россию. «Это преждевременное и наивное требование, к тому же основанное на газетных спекуляциях, — отметил Прието. — Мать девочки пока не лишена никаких прав и лишь она, а не власти, может решать, в какой стране жить ее детям».
Кроме того, оснований для беспокойства о судьбе девочки нет, отметили и представитель прокуратуры, и адвокат. Она и ее брат, как сообщили DW в городской администрации Альмерии, сейчас живут в Центре защиты несовершеннолетних. Там они спят, едят, общаются со сверстниками. Им выдали все необходимое — новую одежду и обувь, предметы гигиены, учебники и школьные принадлежности. Дети находятся под наблюдением социальных работников, ходят в школу. Общаться с матерью, по распоряжению следствия, они пока не могут.
История No 3: как германский бундесвер и Литва отразили информационную атаку (17.02.2017)
Неизвестные разослали литовским политикам и СМИ сообщения о том, что военнослужащие бундесвера якобы изнасиловали в Литве несовершеннолетнюю. Делом занялась полиция. Выяснислось, что сведения об изнасиловании фальшивы.
Немецкие солдаты, размещенные в Литве, стали целью заведомо ложных обвинений в изнасиловании местной девочки. Что на самом деле случилось и как удалось остановить распространение фейка.
«Ничего и не случилось. А почему ничего не случилось? Потому что мы были хорошо подготовлены и оперативно отреагировали. В результате эта тема оказалась быстро задушенной в зародыше». Так в пятницу, 17 февраля, официальный представитель министерства обороны ФРГ полковник Борис Наннт (Boris Nannt) прокомментировал по просьбе DW слухи о якобы изнасилованной солдатами бундесвера несовершеннолетней девушке в Литве.
Хроника «утки»
14 февраля спикер сейма Литвы Викторас Пранцкетис, несколько литовских парламентариев, полиция страны и ряд СМИ получили по электронной почте подписанное вымышленным именем письмо. Автор анонимки сообщал, что в прошлую пятницу, 10 февраля, военнослужащие бундесвера, только что прибывшие в Литву в составе международного батальона НАТО, совершили изнасилование несовершеннолетней.
В письме приводился целый ряд подробностей, которые делали эту историю, на первый взгляд, правдоподобной. Изнасилование, мол, произошло неподалеку от города Ионава, расположенного всего в 12-13 километрах от Руклы, где в казармах литовской армии расквартирован батальон. Жертва — 15-летняя девушка-подросток из местного интерната. Некоторые литовские газеты, сообщает немецкий еженедельник Der Spiegel, «повелись» на такие подробности и обнародовали непроверенную информацию.
А вот у спикера парламента содержание письма сразу вызвало подозрения, и его переправили на проверку соответствующим службам и ведомствам, в частности, в департамент госбезопасности, а также министерства обороны и внутренних дел. Сразу же сообщили об анонимке и немецким военным.
В ходе проверки быстро выяснилось, что все в этом письме — чистой воды фейк. Не было ни жертвы, ни свидетелей, ни изнасилования, ни насильников. О результатах расследования литовские власти тут же проинформировали средства массовой информации, а те, в свою очередь, общественность. Дело закрыто, забудьте?
Россия под подозрением
Методика автора анонимки и, прежде всего, упоминание им изнасилования, указывает Der Spiegel, сильно напоминает историю с «девочкой Лизой», когда на пике миграционного кризиса, в январе 2016 года, российские СМИ развернули пропагандистскую кампанию вокруг якобы изнасилованной беженцами 13-летней берлинской девочки из семьи немцев-переселенцев.
Поэтому и к литовской «Лизе» 2.0 в брюссельской штаб-квартире НАТО отнеслись со всей серьезностью, видят в этой истории попытку дискредитировать миссию альянса в странах Балтии, считают ее элементом гибридной войны, которую ведет Россия против Запада. «Один из натовских дипломатов, — пишет Der Spiegel, — говорит о новой провокации русских, которые протестуют против временной дислокации вооруженных сил на восточном фланге альянса».
В Берлине с выводами не торопятся. Борис Наннт рассказал корреспонденту DW, что почтовый ящик, с которого было отправлено письмо, более не существует, что литовская полиция ведет следствие по факту ложного сообщения о совершении преступления и распространения дезинформации. От умозаключений о возможных мотивах и авторах фейка он воздержался, но при этом выразил уверенность, что дезинформация была преднамеренной.
В министерстве обороны ФРГ были готовы к такому, как в Литве, повороту информационной войны. «В ходе консультаций с нашими партнерами в Литве, также как и с ней самой, мы договорились о том, как вести себя в подобных случаях, — заявил Наннт. — И этот конкретный случай — первый в своем роде — показал, насколько тесным было наше взаимодействие. В кратчайший срок все прояснилось».
Что говорят в Вильнюсе?
В самой Литве, кстати, также не уверены, что «утка» прилетела из России. Министр обороны Раймундас Кароблис призывает дождаться результатов следствия и говорит, что за попыткой распространения дезинформации может стоять не только Россия, но и некие неизвестные в самой Литве.
Член парламентского комитета по национальной безопасности Арвидас Анушаускас обратил внимание корреспондента DW на низкое качество попытки дискредитировать военнослужащих бундесвера. «Дезинформация в Германии («девочка Лиза». — Ред.) была подготовлена намного лучше, чем то, что произошло в Литве, — заявил он. — В нашем случае депутаты получили лишь электронное письмо, чего оказалось явно недостаточно, чтобы вызвать такую, как тогда в Германии, лавину событии».
А вот литовский военный эксперт Дарюс Антанайтис считает, что, в отличие от Германии, в Литве прием по созданию фейковой новости не сработал прежде всего потому, что страна давно живет в условиях информационной войны. Поэтому в Литве «выработался своеобразный иммунитет к пропаганде и ложным новостям».
По материалам «Deutsche Welle»