9 января президент Беларуси Александр Лукашенко подписал указ, согласно которому граждане 80 стран, включая страны Евросоюза, могут без визы въехать в Белоруссию на срок до 5 дней через «Национальный аэропорт Минск», передает Naviny.by.
«В первую очередь, это благоприятные в миграционном плане страны, стратегические партнеры Белоруссии и государства, в одностороннем порядке установившие безвизовый режим в отношении белорусских граждан», — сообщила пресс-служба президента страны.
Для въезда в безвизовом режиме необходимо иметь при себе действительный паспорт или иной заменяющий его документ для выезда за границу, денежные средства, медицинский страховой полис на сумму не менее 10 тыс. евро, действующий в Беларуси.
Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс отметил старания Беларуси на пути к открытости, однако выразил сомнение, что предложение путешествовать в Минск через аэропорт будет актуально литовцам: «Наши люди не так часто пользуются аэропортом, им все же актуальнее сообщение по суше».
Самолет Вильнюс- Минск летит 35 минут, стоимость билетов компании Белавиа — в пределах 100 евро, компании Аэрофлот — около 168 евро. Правила безвизового въезда в Беларусь распространяются только на иностранцев, которые прибыли в страну через аэропорт Минск. Если путешествовать поездом, стоимость которого — до 20 евро, придется оформлять визу.
Портал EHU Times поинтересовался у жителей Литвы, воспользуются ли они предложением посетить Беларусь без визы.
Евгениуш Жилевич, менеджер:
«В моем случае, я бы выбрал сделать визу и поехать в Беларусь на машине. Но с позиции простого литовца, который просто хочет побывать в Минске, безвизовый режим через аэропорт, по-моему, отличный вариант. Вообще я так и знал, что есть какой-то подвох в этом безвизовом режиме».
Виктор Денисенко, политический обозреватель:
Беларусь показала очень интересный пример с учетом новейшей истории страны, которая для Европы долго была достаточно закрытой. Безвизовый режим при пересечении границы через аэропорт введен для 80-ти стран. Конечно, с точки зрения Литвы — это слишком дорогая возможность приехать в Беларусь. Все-таки 100-170 евро — довольно-таки крупная сумма и я сомневаюсь, что жители Литвы массово полетят в Беларусь из-за безвизового режима. В Литве те, кто хотел ездить в Беларусь, делали многократные визы и приезжали в страну поездом или автомобилем. Думаю, литовцы продолжат эту практику.
А вот что касается стран Западной Европы, можно ожидать, что большое число людей оттуда воспользуются возможностью и посетят Беларусь.
Стоимость виз в Беларусь для граждан Литвы составляет от 10 до 60 евро в зависимости от типа визы.
С 1 января 2017 года установлены следующие ставки консульских сборов за выдачу белорусских виз:
индивидуальная – 60 евро (для всех типов виз с любым количеством въездов);
групповая (с человека) – 10 евро.
Для граждан и жителей с особым статусом Латвии, Литвы, Польши и Эстонии установлены сниженные ставки консульских сборов:
транзитная виза (тип B):
- однократная – 10 евро;
- двукратная – 15 евро;
- групповая однократная (с человека) – 10 евро;
- групповая двукратная (с человека) – 18 евро;
- многократная – 35 евро.
краткосрочная виза (тип С):
- однократная – 25 евро;
- двукратная – 35 евро;
- групповая однократная (с человека) – 10 евро;
- групповая двукратная (с человека) – 18 евро;
- многократная – 60 евро.
долгосрочная виза (тип D) – 60 евро.
Комментарий на тему от редактора и издателя «Независимой газеты» (Россия) Константина Ремчукова радио «Эхо Москвы»:
И.Воробьёва (ведущая программы «Особое мнение»)― Продолжается программа «Особое мнение». Константин Ремчуков, Ирина Воробьёва. И про соседей. Вот, вы начали про Киргизию говорить о том, что безвизовый въезд. Сегодня Белоруссия внезапно ввела безвизовый режим со странами Евросоюза и США. 80 государств – пожалуйста, через Минск кто летит, 5 суток безвизово пожалуйста. Как так? Белоруссия взяла и раскрылась.
К.Ремчуков― Ну, они ж с нами не договорились по цене на нефть. Я так понимаю, это главная новость вот этих новогодних праздников. Мы решили не снижать для них цену на нефть. Это обидно. Лукашенко не ездил в Петербург на встречу, вот как раз на встречу глав ЕАС. Они, по-моему, не подписали Таможенный новый кодекс. То есть он демонстрирует свой характер.
И.Воробьёва― Мы что, поругались с Белоруссией?
К.Ремчуков― Ну, получается, что на тех условиях, на которых мы до этого сотрудничали, мы не готовы сотрудничать. У нас свои большие проблемы, у нас проблемы с экономикой, у нас не хватает денег. Вот. И субсидировать белорусскую экономику просто так Путин, вероятно, больше не хочет. Поэтому он занялся, вот как в свое время там МВФ занимался принудительной модернизацией России, когда говорили «Дадим кредит, если вы повысите уровень собираемости налогов. Дадим кредит или очередной транш, если вы введете вторую часть Гражданского кодекса Российской Федерации, иначе депутаты бы заболтали эту вторую часть, равно как и третью часть Гражданского кодекса». Вот такое было принуждение. Вот, если мы не снижаем цены для Белоруссии на топливо, то мы принуждаем их к модернизации, к повышению эффективности их производства, к тому, что они должны менять систему, влияющую на издержки производства. Поэтому сейчас такой период в наших отношениях не легкий.
А Белоруссия последние 2,5-3 года… И Запад начал к Белоруссии относиться так, дифференцированно, считая, что с ними надо «помягше». Поэтому они сначала ввели много чиновников, санкции против чиновников, потом начали постепенно всё это дело отменять. И вот этот жест насчет безвизового режима, я думаю, что Батька показывает, что, в принципе, он с Западом может построить отношения лучше. Другое дело, что Запад вряд ли для Белоруссии отменит визы. Это асимметричный жест.
И.Воробьёва― Но слушайте, всё равно какой же Запад циничный! То есть они смирились с тем, что там несменяемость власти, что там никакой демократии и, все-таки, пошли на встречу с Батькой.
К.Ремчуков― Циничный, согласен. Запад вообще более жесток и циничен, согласен с вами.
И.Воробьёва― Как-то даже неудобно за них вообще, если честно. Такие принципиальные люди были. Уже совсем близко…
К.Ремчуков― Ну, может, они не были принципиальны? Может, вы были наивной, молодой и думали, что они принципиальны? Это вы прощаетесь со своими иллюзиями.
И.Воробьёва― Хорошо. У них более принципиальные заявления. Хорошо, принципиальные заявления. Запад как всегда сильно обеспокоен.
К.Ремчуков― Нет, мой друг, мы с вами неоднократно говорили, еще раз повторяем. Это незыблемая правда про международные отношения. Два кита, на которых базируются международные отношения, — интересы и принципы. Когда выгодно, ты говоришь о принципах: права человека, сменяемость власти, власть закона. Когда выгодно другое, ты говоришь об интересах: «Белоруссия – важный коридор России в Западную Европу, давайте попробуем замутить здесь. Если этот коридор прикроется, то через кого Россия на Запад будет уходить? Через Прибалтику? Через Украину? Как она будет свой транзит обеспечивать?» Так сказать, это интересы. И есть принципы. Поэтому в каждой конкретной ситуации баланс принципов и интересов меняется, и всё зависит от того, кто находится в данный момент у руля политики.
Есть люди более прагматические, с прагматическим мышлением, которым на принципы наплевать. Они смотрят, каким образом можно ослабить позиции потенциального противника и что в твоих интересах. Поэтому я думаю, что Лукашенко просто сейчас объект манипуляций. Не субъект, а объект.
Яна Лешкович и «The EHU Times»