Разговор представителей двух стран по поводу строительства Белорусской атомной электростанции в публичной сфере больше напоминает разговор глухого со слепым. Представители официального Вильнюса белорусам предъявляют постоянные претензии, будто бы официальный Минск игнорирует передаваемые по дипломатическим каналам литовские запросы и не отвечает на них. Представители Беларуси при этом подчеркивают, что Литве уже давно даны все ответы, как и предполагают международные обязательства Минска.

Все ответы даются

Беларусь информирует Литву по вопросам строительства АЭС в Островце, сообщил белорусским и иностранным журналистам генеральный директор ГП «Белорусская АЭС» Михаил Филимонов, передает корреспондент БЕЛТА.

«У литовской стороны есть вопросы, они задают их нам, мы отвечаем. Высказываются мнения, что это неполные ответы — мы дополняем информацию. Это обыкновенный рабочий процесс», — отметил Михаил Филимонов.

Гендиректор станции обратил внимание, что белорусско-литовская граница проходит неподалеку от площадки строительства АЭС, интерес Литвы к проекту закономерен. «Поэтому вопросы будут, и мы на них готовы отвечать», — заметил он.

Белорусская АЭС — проект по строительству атомной электростанции типа АЭС-2006, который реализуется в 18 км от Островца (Гродненская область). БелАЭС будет состоять из двух энергоблоков суммарной мощностью до 2400 (2х1200) МВт. В соответствии с генеральным контрактом на строительство станции первый энергоблок планируется ввести в эксплуатацию в 2018 году, второй — в 2020 году.

Беларусь не видит поводов для обострения отношений с Литвой в связи с заявлениями о нарушении международных требований при возведении АЭС в Островце, заявил министр энергетики республики Владимир Потупчик.

«Мы работаем с ними постоянно. Мы с ними взаимодействуем в рабочем порядке, даем всю информацию необходимую. Поэтому мы не видим повода, чтобы обострять ситуацию вокруг этой темы», – сказал он.

Мы получили фрагмент

Однако литовская сторона продолжает настаивать, что больше 100 вопросов, которые заданы Минску в соответствии конвенции Эспо Организации Объединённых наций, белорусской стороной игнорируются. При этом общественность двух стран имеет лишь туманное представление о содержании таинственного вопросника.

Министерство иностранных дел отказалось предоставить редакции «The EHU Times» этот документ, но нам все-таки удалось получить его фрагмент, который был показан членам литовского Сейма во время одного совещания представителями МИДа.

Предлагаем ознакомиться с десяткой самых важных проблем в видении литовской стороны:

  1. Почему для строительства атомной станции была выбрана Островецкая площадка? Обсуждались ли альтернативные площадки строительства? Островецкая площадка была выбрана в 2008 г. хотя ее оценка воздействия на окружающую среду началась годом позже — в 2009 г.
  2. Когда Беларусь пригласит специальную комиссию МАГАТЭ для оценки строительной площадки. Комиссия должна определить устойчивость площадки к внешним воздействиям?
  3. Какие сейсмические исследования проводились на месте строительства БАЭС? В 1887, 1893, 1896, 1908 и 1987 на территории, прилегающей к месту строительства БАЭС были зафиксированы землетрясения силой 5-7 баллов по шкале Рихтера. 
  4. Поскольку строительство БАЭС ведется в непосредственной близости от Литвы, какое воздействие работы АЭС в нормальных условиях и во время возможных инцидентов может иметь на окружающую среду Литвы и ее жителей?
  5. Для охлаждения АЭС планируется использовать воду реки Нярис (Вилия), как будет обеспечивать непрерывность подачи воды для охлаждения АЭС? Какое влияние работа АЭС окажет на экосистему Нярис и питьевую воду?
  6. Какие планы предполагается подготовить в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и аварийных инцидентов?
  7. Как планируется обрабатывать и складировать радиоактивные отходы и отработавшее ядерное топливо?
  8. Выдержит ли реактор БАЭС падение тяжелого самолета?
  9. Когда Беларусь собирается проводить стресс-тесты БАЭС в самых жестких условиях, которые обещала провести еще 23 06 2011?
  10. Как Беларусь собирается обеспечить компетентность и независимость надзорного органа за ядерной энергетики, или роль независимого регулятора состоит только в том, чтобы он соблюдал график строительства? 

Редакция «The EHU Times» будет благодарна официальным инстанциям Беларуси, если они соизволят предоставить ответы на данные вопросы.

 

Ритас Стасялис

 

 

Один комментарий на «»Топ-10 вопросов Литвы к Беларуси по строительству атомной электростанции»»

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Популярные

Веб-сайт создан на WordPress.com.

Больше на The EHU Times

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Читать дальше