Наша сегодняшняя героиня – Лилия, координаторка карьерного центра со стажем в два года, гуру рынка трудоустройства и любительница кофе. Имея за плечами образование юриста и филолога, она с уверенностью признает: «Писатели так не придумывают, как бывает на самом деле. У людей очень интересные истории и судьбы».

Специально для The EHU Times Лилия рассказала о профориентации для студентов_ок, о подводных камнях при поиске работы и об использовании нейросетей в подготовке достойного резюме. 

Было немного тревожно за то, что будет дальше, как получится адаптироваться и заниматься тем, что мне предложили. Я пришла не в полностью литовскую компанию, а в организацию, где работают и белорусы в том числе. И есть общий язык и общие ценности. Образ университета тогда совпал с тем, что я представляла. В Беларуси накопилось довольно много выпускников ЕГУ. И так или иначе многие что-то слышали про университет.

Придя в университет, от меня требовался опыт в найме – понимание того, как людей отбирают на работу. Ну и опыт операционной деятельности какой-то у меня тоже был. Сейчас я занимаюсь карьерным центром, в нем есть услуги консультирования. Само консультирование – это экспертная работа, а карьерный центр в целом – это и мероприятия, и какие-то возможности по стипендиям, которые нужно администрировать. То есть операционная часть тут тоже есть. Нужно уметь и то, и другое.

В том, что я пришла к консультированию, есть элемент случайности, потому что вакансий открывается немного – и тогда ты пытаешься понять, куда с предыдущим опытом можешь подойти. Могу сказать, что до этого я работала в сфере инклюзии. Но в своей предыдущей деятельности я много занималась еще и адаптацией, в том числе молодежи. И это то, чем во многом занимается весь университет. Мы максимально пытаемся помочь адаптироваться тем, кто переехал в Литву, кто пытается вырасти, получить профессию и устроиться в этой жизни. Университет очень сильно помогает в этом.

– Сотрудник на моем месте должен быть открыт к новым вещам и довольно быстро обрабатывать информацию. Потому что если мы говорим про карьерное направление, то все меняется с такой скоростью, что страшно наблюдать. Важна большая адаптивность и гибкость, ведь студенты приходят с очень-очень разными запросами. У нас есть студенты с огромным стажем работы, состоявшиеся профессионалы. А есть те, кто только поступил в 17 лет, и это все наши студенты, и всем хочется помочь. Диапазон довольно широкий: у нас много интересных людей.

За то время, что я работаю в карьерном центре, пришлось развить в себе навыки в работе с нейросетками, потому что они массово появились в это время. И всем нам все еще надо развивать работу с ними. Еще я столкнулась с какими-то внутренними моментами, с которыми я до этого близко не работала. Сейчас я больше понимаю. Мне очень приятно и интересно наблюдать за той вещью, которую я не видела в Беларуси – это подача заявок. Когда студенты подают заявки на стипендии, на проекты какие-то, выигрывают деньги. Это тот путь, который для студентов в Беларуси не распространен и нет таких широких возможностей. У меня, например, таких не было. И я рада за студентов, которые научились это делать.

Иногда мне пишут письма, что человеку удалось устроиться на работу – это приятно. Рынок такой, что пишут мне не часто. Но это случается, и видно, как у человека, который много работал еще до консультации, все получилось. Приятно видеть, когда какой-то конкретный совет помог. Часть карьерного центра – это менторинг, когда студент несколько раз ходит на консультации, и ему помогают пройти по определенным шагам. И когда в результате этого что-то вышло, что-то улучшилось, тогда приятно верить, что работаешь не зря.

– Если описывать университет тремя словами – я назову разнообразие, мультикультурность и вызов. Здесь очень прекрасная развивающая среда. Из-за того, какие люди сюда пришли, какие люди работают, какие люди уже окончили учебу, внутри университета есть много возможностей. Между всеми ними происходит обмен.

Как я понимаю, что рабочий день прошел не зря? Я чувствую это по косвенным признакам. Когда ты идешь на работу с хорошим настроением – значит, все получается, все выходит. Еще когда я вижу лайки под постами или какие-то уточнения. Ну и когда студенческий проект, который к нам заявлялся, превращается во что-то большое. Вот это здорово и приятно наблюдать.

Когда я только прихожу на работу, я сначала некоторое время пью кофе, потом превращаюсь в человека и начинаю работать. Это скорее ритуал. Его можно не пить, но это ритуал. А по понедельникам я, например, разбиваю свое рабочее время по принципу тайм блокинга – у меня все примерно в одно время происходит. Еще я разбираю какие-то заявки, новости и вакансии. Это довольно рутинная работа, но она приносит спокойствие и настраивает на все остальное.

Действия, без которых день кажется недоделанным? Да в целом нет такого. Есть какие-то ситуации, когда ты работаешь с очень горящими задачами – в ІТ-сфере, например. Там у тебя четкие дедлайны и каждый час что-то происходит. Можно легко уйти с чувством незаконченности. А у нас здесь довольно гибкий формат, ведь вещи можно структурировать, переносить, делегировать или просить помощь. Это очень редкий случай, чтобы все совсем сгорело, и мы ничего не успели, потому что обычно все планируется заранее.

– Говоря про работу со студентами, могу выделить, что сложно работать с профориентационным запросом «Кто я?», ведь это нормально до конца не понимать, кто ты и какую работу хочешь выполнять до смерти. Двигаться между ролями абсолютно нормально. Здесь вся сложность в работе с установкой, когда молодому человеку говорят: «Определись – и тогда мы будем тебя рассматривать». Это больше относится к психологии и  внутренним убеждениям. 

Сложная и неприятная ситуация – это когда человек очень долго ищет работу, у него много опыта, он квалифицированный, он наш студент и приходит за консультацией. Переехать из Беларуси взрослому специалисту и устроиться здесь – будет хорошо, если за 9 месяцев повезет что-то найти при достаточно интенсивном поиске. В Литве очень большие сроки, по которым человек переедет и найдет здесь работу, которая будет соответствовать ожиданиям. Грустно видеть, когда у человека нет откликов, хотя он делает все правильно.

Есть наниматели, которые старше по возрасту и с немного другим взглядом на вещи. Они рассматривают специалиста на конкретную позицию. Это должен быть специалист среднего уровня: не настолько опытный, чтобы стремиться руководить всеми, но и достаточно компетентный, чтобы не полагаться исключительно на ChatGPT. А тех, кому что-то непонятно, не хотят рассматривать, потому что: а вдруг он передумает, вдруг займется чем-нибудь другим? Но переходить из сферы в сферу нормально. Сейчас все супер быстро меняется. Работать в абсолютно разных местах, пробовать новое – это хорошо. Есть ожидания о том, что все поменяется и количество кандидатов с разноплановым профилем станет так много, что изменится и сам рынок.

Высококвалифицированным специалистам сложно в том плане, что сейчас их брать будут, но если есть возможность взять среднего специалиста подешевле – возьмут его. Overqualified – это большая претензия, когда человек с большим опытом пытается устроиться в Европе. Ему говорят: «Нет, вы слишком сильно скиллованы, слишком образованы, нам небезопасно». Это часто происходит. Люди себе даже удаляют опыт, уменьшают резюме, чтобы попасть на работу, потому что работа нужна. Истории, когда в резюме есть абсолютно разные сферы: человек то дельфинов спасал, то в банке работал — это пока что пугающе для нанимающих специалистов вещи, хотя это нормально.

У нас бывали консультации с абсолютно впечатляющими людьми с поразительным опытом, которые тоже наши студенты. Хотя пример про дельфинов я придумала… В мире есть дисциплина океанография – в Израиле, например. Можно ездить на такие стажировки. Это все возможно при незакрытых границах. Но иногда жизнь подкидывает и какие-то более интересные сочетания. Поэтому интересно читать историческую литературу – писатели так не придумывают, как бывает на самом деле. У людей очень интересные истории и судьбы.

– Если работать с темой устройства человека на работу, то нельзя обойтись без нейросетей, потому что сейчас существует огромное количество инструментов и они массово используются. Это отдельные сайты, они все со встроенным ИИ, который помогает к адаптации резюме. Разные нейросети выдают разные результаты. И этим пользуются наши студенты, когда собираются устраиваться. Они идут в ChatGPT, а он, например, в последнее время плохо скиллы генерирует. Тогда они переходят в другую нейросеть, где у них получается лучше. С помощью нейросети можно описать свой опыт. Когда у вас нулевое резюме – тогда просто рассказывайте честно, от души. Кем вы были? Что вы делали? Где вы подрабатывали? И он говорит: «Ну смотри, ты же умеешь слегка монтировать видео на телефоне в CapCut – уже хорошо». «Планируешь как-нибудь время? А где записываешь? В Notion или в Trello?». И он так постепенно вытаскивает информацию и помогает сформировать общий опыт.

Это приемлемая практика, потому что когда человек остается один на один со своим опытом, то это больше какие-то воспоминания. Все это сложно, связано с проблемами, ведь ему отказывают, и он не может устроиться. В этой истории много боли, поэтому нужен отдельный человек, с которым он поговорит. Кто-то, кто его не знает и посмотрит резюме. И нейросеть здесь здорово помогает: бесстрастно, не ругая и не говоря, что у вас неправильный жизненный путь. Она помогает обратить внимание на вещи, на которые человек не обращает внимание.

В свободное от работы время я предпочитаю спокойный отдых. Моя работа связана с общением с людьми и у нас большой и шумный офис. Здесь бывает очень-очень много людей. Поэтому после напряженных периодов вроде graduation я выбираю интровертный отдых. Это могут быть и поездки в лес, и просто полежать на диване.

Любимый предмет в школе?

– Русская литература. 

Любимый фильм?

– В контексте карьерного центра – «Дьявол носит Prada».

Музыкальные предпочтения?

– Я очень мало слушаю музыку. Мне близок формат аудиолекций. А музыку я могу слушать довольно разную, в том числе и классическую. 

Любимая книга?

– Роберт Пенн Уоррен, «Вся королевская рать».

Любимое блюдо? 

– Я в целом хорошо отношусь к любым мясным продуктам. В Литве прекрасная кухня. Сейчас у людей нет такой проблемы с едой, она доступна, в отличие от 30 лет назад. Поэтому такого, что «о боже, я раз в несколько лет ем икру», больше нет. 

Главная черта характера? 

– Упрямство. 

Источник вашего вдохновения для работы?

– В том, чтобы помогать людям, которые в ситуации неопределенности. И еще больше сил появляется тогда, когда из этого что-то получается.

Девиз по жизни?

– Я не могу остановиться на каком-то конкретном девизе. Недавно вспоминалось одно некоммерческое пространство в Беларуси, у которого был слоган «Делай – будет». Он всегда очень хорошо работает. Я периодически ребенку своему говорю, что вот так работает, а по-другому не очень. 

Если бы вы на один день стали ректором университета, то какие решения приняли бы?

– Если бы я заранее знала, что я на день стану ректором университета, я бы сделала какое-то очень большое мероприятие для студентов. Что-нибудь типа однодневного фестиваля, который раньше уже проходил. Потому что вот эти неформальные контакты, которые студенты унесут, очень важны. Чем больше они будут общаться и знакомиться не только в нескольких соседних комнатах общежития, но и более глобально – тем лучше и проще им потом будет с поиском работы.

Автор: Мирослав Жнивень
Фотограф: Stepan Remba

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Популярные

Больше на The EHU Times

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Читать дальше