Эссе

В наши дни высшее образование считается чем-то необходимым, прямо-таки фундаментальным для жизни и развития любого человека. Бесконечные толпы студентов каждый год либо поступают, либо выпускаются из многих тысяч университетов мира, но все ли из них впоследствии останутся удовлетворенными своим выбором? Теми знаниями, которые они получили? 

Многие люди жалуются, что их дипломы годятся лишь на то, чтобы висеть на стенке, совсем не пригодившийся в жизни, но почему так происходит? Я уверен, что дело в том, что сам по себе университет из места для привилегированных и самых одаренных превратился в обычный ширпотреб, при этом сохраняя вокруг себя ауру некой «элитарности». Прошли уже времена, когда университетский диплом любого образца считался чем-то выдающимся, ныне это просто необходимость, естественное продолжение жизни. Прежде чем в меня полетят тапки и крики о «праве на образование» и прочем, позволю себе прояснить свои тезисы.

AI-иллюстрация

На мой взгляд качество образования во всём мире уже последние двадцать лет неуклонно падает. Если раньше в университеты поступали только процентов десять от всего населения, то теперь большая часть населения имеет высшее образование. Уже далеко не новость, что среднестатистический официант или работник общепита может иметь один или более дипломов в довольно важных и интересных областях, но вынужден работать не по профессии банально потому, что не может найти работу в своей сфере. 

В экономике неизбежно существует принцип: качество падает пропорционально увеличению количества. Раньше преподавание концентрировалось на обучении и взращивании ограниченного числа по-настоящему талантливых и незаменимых специалистов, которых набирали и выпускали ровно столько, чтобы они могли найти свое место в обществе и приносить оному пользу. Именно тогда же университет и стал своеобразным «билетом в лучшую жизнь», когда любой талантливый студент из любого социального слоя и класса мог поступить и резко изменить свой статус. Но с течением времени всё больше и больше людей получали всевозможные дипломы, увеличивалось количество самих университетов, и в конце концов можно говорить, что наступила ситуация, когда предложение стало перевешивать спрос.

AI-иллюстрация

Умирает или уходит в отставку куда меньше старых работников, чем появляется им новых на замену, что неизбежно приводит к инфляции в профессии. Ни Беларуси, ни множеству других стран мира, особенно тем, которые находятся в ЕС, и, стало быть, могут эффективно набирать на работу граждан из всех членов оного, уже не нужно столько юристов, экономистов, маркетологов, дизайнеров и ещё много кого, которых многие университеты выпускают каждый год. Даже врачам и учителям бывает непросто найти себе работу, поскольку рынок зачастую предлагает тем условия совершенно несоизмеримые с их способностями, вынуждая талантливых специалистов работать за гроши.

И это ещё не говоря о многих других профессиях. В действительности, страны того же Запада уже начинают ощущать нехватку специалистов в «непрестижных» отраслях, вроде механиков, водопроводчиков, строителей и прочих, которых после начала технологической революции поливали грязью как никогда раньше. Но, как оказалось, экономика оказалась неспособной к тому, чтобы угнаться за полетом мысли изобретателей и разработчиков. Появилось множество совершенно ненужных, выдуманных искусственно специальностей, которые долгие годы культивировали под лозунгом победы разума над физическим трудом, в результате выпустив множество ненужных нынешней экономике работников. В каком-то смысле случился замкнутый круг, когда люди тяжёлого физического труда окажутся более обеспеченными и лучше трудоустроенными, чем условные «белоручки», пока уже среди них, в свою очередь, не наступит новое перенасыщение рынка труда.

AI-иллюстрация

Я считаю, что в будущем пройдёт «девальвация» дипломов и самого университетского образования в принципе. Уже сегодня возможно не выходя из дома освоить многие специальности, и посему интерес к онлайн-университетам будет только расти, когда банальные потребности экономики подстегнут большее количество людей их осваивать. Со временем ситуация выровняется, и люди смогут задуматься о будущем. Но до этого ещё надо дожить. Ближайшие же 10 лет явно станут периодом потрясений и осмысления, который уже давно назревал и в котором лично нам выпало сомнительное счастье жить. Не исключено, что многие работы условно «простого» профиля уберут из требований к работникам наличие дипломов, а продолжающееся перенасыщение в других отраслях вызовет падение интереса к ним и возможное сокращение штатов, что может естественным образом выправить ситуацию.

Тот же ЕГУ, на мой взгляд, имеет уникальную возможность вскочить если не в первый, то уж точно не в последний вагон грядущей цифровой перемены. Мой личный опыт заочного образования подтвердил, что среднестатистический студент-заочник вполне может совмещать не только учебу, но и работу (или учебу в ещё одном университете параллельно, но это на любителя), причем осваивать материал на должном уровне, становясь при этом специалистом ничуть ни хуже очников. Если большее внимание будет уделено этому вопросу, то явно куда больше людей заинтересуется подобной возможностью, которая смогла бы дать им и образование, и простор для маневрирования по реке жизни. Важно только не упустить такую уникальную возможность.

Автор: Виктор Партнов

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Популярные

Больше на The EHU Times

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Читать дальше