Произведение Франца Кафки всегда отличались своим особым стилем, непонятным с первого раза для неискушённых читателей, и в то же время столь притягательным для ценителей. В них может происходить всяческая невозможная чертовщина, так что даже непонятно, как всё могло так закрутиться и привести к подобной развязке. Но именно этим и славен Кафка. Под слоем этой гротескной фантасмагории скрываются вполне понятные всем и каждому стороны обычной человеческой жизни, которые так или иначе знакомы всем нам, но мы не уделяем им должного внимания. В этом плане автор как бы старается показать нам самих себя со стороны, доведя всё до грани абсурда, чтобы в этой мутной воде каждый мог увидеть себя самого. Удивительно, но это так, и данное произведение сему лучший пример. Никто, думаю, не мог себе представить, какого это: превратиться в таракана (ну или каким бы другим насекомым бедняга ни был), Грегор Замза тоже не мог, но, увы, в одно «прекрасное» утро именно таковым себя и обнаружил.
Кафка не даёт описания того, как именно это произошло, перед нами просто свершившийся факт, который внезапно, словно снег на голову, обрушился на вполне себе обычного и толком ничем не выделяющегося, кроме разве что завидной усердности в работе, коммивояжёра. О самом Грегоре и его семье известно немногое: он служил армии, был единственным сыном в семье; его отец разорился; сестра любит играть на скрипке; матерь имеет проблемы со здоровьем, ввиду чего вынуждена подолгу проводить время у окошка, чтобы дышать свежим воздухом. Грегор же вынужден был устроиться работать, как уже говорилось, коммивояжёром в первую очередь ради того, чтобы выплатить долги семьи. Своя работа ему не очень-то нравилась, тот же начальник был тем ещё неприятным типом, но делать было нечего. Размеренная жизнь в съёмной квартире тянулась спокойно день ото дня, главный герой был тем, кто тащил всё на себе, целиком обеспечивая своих родных, хоть это и давалось ему с трудом. Все условно считали его очень хорошим сыном и своей опорой, а сама жизнь Грегору казалась довольно расписанной наперёд и вполне себе приемлемой. Увы, теперь не только для него, но и для других всё в одночасье изменилось. Подумать только, стать тараканом! Браво, господин Кафка, браво! Как ловко! Как метко! А ведь сколько же ещё таких вот «тараканов» в реальной жизни стали неприятным сюрпризом для самих себя и своих семей? Тысяча? Десять? Сто? Одному Богу известно. Ясно лишь, что их действительно много.
На самом деле, превращение Грегора всего лишь сорвало покрова с уже давно имевшихся и накопившихся проблем, сделало видимым только то, что в любом случае присутствовало. Отвращение и отторжение — это обострение тех бесконечных упрёков, унижений и непонимания, которые Грегору всегда приходилось терпеть, но никогда не удавалось проговорить вслух. Его родители всегда игнорировали внутренний конфликт Грегора, работа лишала его человеческого облика, а он продолжал ходить туда ради семьи, при этом сам Грегор считал свою готовность к самоотречению моральной необходимостью.
К сожалению, в итоге мы видим, что Грегор оказался заложником порочного круга из лжи других и собственного самообмана. Только в обезображивающей метаморфозе Грегора в паразита он становится видимым как жертва. Буквально через пару глав оказывается, что родители на самом деле больше не полагаются на поддержку Грегора, у них откуда-то оказалось накоплено немало сбережений, которые они, однако, скрывали от своего сына до тех пор. До тех пор, пока Грегор приносил им доход, то был в их глазах хорошим сыном, добытчиком семьи, но когда стал тараканом, то стал не просто чуждым им, а своеобразным зеркалом для них самих — ведь прежде они вели за его счёт паразитический образ жизни, не принося ничего взамен, аргументируя необходимость заботы о себе вольно трактуемыми культурными правилами.
При всём этом Грегор до последнего цепляется за остатки своего человеческого «Я», отказывается принимать свой новый нечеловеческий облик, стараясь до последнего оставаться человеком хотя бы в собственном сознании. Его человечность проявляется и в том, что он изо всех сил старался отныне хотя бы не мешать своей семье, искренне радуясь, когда у тех наладились дела. К сожалению, никто и в этот раз не смог понять его душевных чувств, и в итоге он просто умер от истощения, вызванного горем.
Пример Грегора — не только своеобразное напоминание всем нам касательно того, как быстро может измениться отношение к нам со стороны наших же родных, если мы перестанем исполнять их ожидания, но и повод задуматься о собственном месте в мире, о правильность выбранного пути. Если нынешнее положение дел заставляет тебя постепенно лишаться своей человечности, уродует и калечит душу (а порой и тело), то не лучше ли будет изменить его? Многим в своё время пошло на пользу прекращение общения с откровенно токсичными людьми и смена рода деятельности, поэтому будем надеяться, что, хоть у Грегора ничего не вышло, но хоть у кого-то, кто понял смысл рассказа и реально нуждается в извлеченных из оного уроках, всё будет хорошо.
Автор: Виктор Партнов






Оставьте комментарий