В наши довольно неспокойные времена все больше и больше вопросов возникает касательно того, насколько же сильно музыка и религия могут быть связаны. Одни считают, будто религиозная музыка является лишь небольшим традиционным подразделом, который вплелся в культуру столь плотно, что теперь мешает вплестись в неё чему-то новому, вроде того же, в своё время не раз клеймёного, рок-н-ролла и многих других жанров.
Другие справедливо предполагают, что именно религиозная традиция способствовала сохранению и совершенствованию музыки в целом, оставив нам, потомкам, богатейшее наследие, на фундаменте которого и стали произрастать новые жанры, начиная от классической музыки и заканчивая современной. В частности, Христианство, по сути, сформировало культуру Европы как таковую, гармонично преобразовав уже имеющиеся наработки. Национальная музыка любой страны так или иначе уходит корнями в христианские традиции, а духовно-музыкальное наследие той же Византии, преемниками которой себя считают Россия и Греция, просто невообразимо велико, этого нельзя отрицать.
Существующие разногласия и противоречия во мнениях касательно этой темы появились уже давно, а ныне просто достигли своей кульминационной точки. Ещё со времён Реформации и постепенной секуляризации общества стала возрастать роль светской музыки, а смена морально-нравственных ценностей за последний век стала, по сути, последним взмахом меча, разделившим духовное и мирское. И хоть до сих пор имеется много образованных людей с обеих сторон, уважающих мнения друг друга и важность обеих сфер нашей жизни, необходимость рассмотреть этот вопрос подробнее назрела уже давно.
Многие учёные и теологи ещё до меня не раз обращались к данной теме, и мне тоже хотелось бы высказаться на этот счёт. В данном эссе я попробую проследить тот длинный путь, который Христианство прошло вместе с музыкой, начиная от самого своего Зарождения и заканчивая современностью. Это были долгие две тысячи лет, полные потрясений и чудес, взлётов и падений, и посему их внимательное изучение действительно крайне занимательно. Для меня, как человека очень верующего, это, во многом, личная тема.
Древний Рим и Византия
Вообще, история музыкальных традиций Христианства во многом восходит к Ветхому Завету, предтече Нового, по которому мы ныне живём, основе для образа жизни древнего Израиля, появившегося раньше Рима. Однако же, Христианство, появившись на территории именно Рима, восприняв традиции Ветхозаветной Церкви, с первых же дней оказалось вовлечено в римскую систему отношений, отчего первый фундаментальный и самостоятельный этап можно проследить именно здесь.
Музыкальная культура Рима на ранних этапах во основном развивалась на заимствованной ими культуре этрусков и древних греков, чьими потомками (Энеида) римляне себя считали. Довольно быстро вошла в обиход повседневная музыка: в обиходе были напевы салиев (танцы-игры) и «арвальских братьев» (прыгуны, плясуны, устраивающие празднества в честь урожая). Гораций называл свои оды «словами, которые должны звучать co струнами». Хоровые ансамбли выступали в цирках и театрах, эффектные зрелища (бои гладиаторов, казни) шли под звуки труб, рогов и других инструментов. Увлечение музыкой было всеобщим. Римские аристократы приобретали водяные органы — гидравлосы для своих вилл, а некоторые богачи имели на содержании оркестры рабов. Члены богатых семей обучались пению или игре на каком-нибудь инструменте. Ни одно празднество не проходило без музыкальных инструментов. Большой популярностью пользовалась профессия учителя музыки.
Инструментальная музыка Древнего Рима значительно развилась благодаря театральному жанру пантомимы: танцор-солист выступал под аккомпанемент оркестра и хора. Римский философ Луций Анней Сенека отмечал, что в театрах иногда было больше исполнителей, чем зрителей. Некоторые философы и музыкальные теоретики отмечали, что некоторые спектакли, перенесённые из Греции в Рим, теряли свою изысканность и носили развлекательный характер. Музыкальная культура в поздний период приобрела черты помпезности. Рим упивался своим могуществом и тратил баснословные деньги на удовлетворения своей тяги к хлебу и зрелищам.
Примерно в это же время Христианство стало развиваться как никогда быстро. Язычество не могло дать человеку какого-то духовного удовлетворения, Спасения, по-настоящему почувствовать сакральное. Набожное, аскетичное и миролюбивое, Христианство стало своеобразным протестом, ответом на загнивающее и разлагающееся римское бескультурье, бесконечные пиры и мотовство. В своё время даже некоторые богатые язычники жертвовали христианам деньги, будь то сочувствие из-за репрессий или подсознательное одобрение их постулатов (некоторым в Христианстве виделось частичное возрождение традиций стоицизма и нестяжательства, которые были популярны в раннем Риме, и что в итоге и привело его к триумфу военной мысли). После легализации Христианства императором Константином Великим в 314 году, христианское хоровое пение (исполнение псалмов, канонов, акафистов) стало очень быстро распространяться и входить в повседневную культуру. Прежде христианам приходилось тайно собираться в укромных местах и тайно проводить Литургию, а также петь молитвы. Интересно, что уже тогда среди христиан было много образованных и квалифицированных музыкантов, которые во многом повлияли на правильность постановки и произношения молитв, на организацию хоров.
То, что эти музыканты-христиане могли и в повседневной жизни исполнять на инструментах мотивы молитв или даже хвалебные гимны Богу, маскируя их под светские произведения, ибо римляне в высших кругах, несмотря на гонения христиан, никогда внимательно не интересовались особенностями их Веры, говорят свидетельства очевидцев. Впрочем, как человек верующий, я считаю что каждое их действие — суть есть Промысел Божий. Ещё в 300-тых годах в толковании на первый псалом Василий Великий пишет: «Поскольку Дух Святой видел, что пуст оставался род человеческий от добродетелей, и что мы не радеем о правде жизни из-за склонности к удовольствиям и тогда что же Он делает? Приятное сладкопение соединяет Он с учением Церкви, чтобы мы могли незаметно, без утомления воспринимать пользу духовных слов с услаждением, которое приносит нашему слуху пение. Для этого Он придумал и устроил напевы псалмов, чтобы являющимся детьми по возрасту или по духу и разуму удобнее было бы, что они просто благозвучно поют – на самом же деле, при этом они бы обучали свою душу».
Таким образом, из слов епископа Церкви – святого Василия – мы ясно видим, что введение музыки в церковные службы это не просто художественное вмешательство талантливых музыкантов, облекающих церковные гимны в мелодии, но дело Духа Святого, «…который наставляет Церковь на всякую истину…» – как говорит евангелие от Иоанна.
Спустя примерно век-два Римская империя стала полностью христианизированной, все аспекты её культуры были преобразованы в соответствии с христианскими канонами, а музыка на церковный манер стала ещё более популяризированной. Первые песнопевцы были также сочинителями слов песнопений. Почти все древние Святые Отцы подвизались в этом, поэтому песнопевцы и считали его частью своего пастырского служения. Восточная часть Рима — Византия, пережившая крах своей Западной товарки на тысячу лет, как изначально весьма духовно развитое государство (Восток — дело тонкое) очень быстро ассимилировала уже латинские аспекты под новые запросы, породив уже новый вид церковной музыки — Византийское пение. Византийское пение – это не самовольное сочинительство, совершаемое под влиянием мгновенного вдохновения и не последний отголосок некой музыкальной традиции, зародившейся в XVIII веке, как утверждают некоторые. Это древняя церковная музыка, проходящая в своем естественном развитии, движении сквозь века, с уважением относящаяся к своему наследию и со вниманием выполняющая долг внесения некоторых изменений, которые не являются чуждыми общего духа обычной православной службы и духа, и музыкальных особенностей византийской музыки.
Средневековье
Современная наука во многом считает Средневековье диким и немытым временем, когда мракобесие и застой поработили Европу на много веков, однако это не так. Именно тогда начинает зарождаться современная национальная музыка большинства европейских стран. Католические монахи первыми унифицировали и правильно записали все ноты, Ватикан спонсировал и поддерживал организацию музыкальных учреждений, где подготовку новых священнослужителей могли бы организовать не только богословы, но и профессиональные музыканты. Тогда же появляются новые музыкальные инструменты вроде флейты, гуслей, волынки и даже шарманки (Англия). В простонародье массово складывались песни на тему событий или просто на злобу дня. Одна из самых известных и любимых средневековых песен, эдакая твердыня, основа всего времени — Песнь о Роланде, посвященная рыцарю времён Карла Великого. Аналогично, при дворах королей и прочих монархах активно ошивались обладатели хорошего голоса, сочинявшие про них хвалебные оды. Вильгельм Завоеватель, Оттон Великий и другие также поощряли подобное и любили послушать сказания о собственных деяниях. В средние века также зародился орден бардов (или организация?), которая ставила весьма строгие условия для включения в свои ряды, отбирая только самых лучших, ибо выступать им приходилось перед самыми верхами общества, где можно было получить как гору денег, так и плаху за некрасивое исполнение. Тогда же Русь, после Крещения, прочно попадает сначала в орбиту Византии, а затем уже и западной цивилизации в целом, перенимая её достижения. Множество частушек, песенок и связанных с ними традиций, примет, произошли именно из Средневековья. Так что, хоть это и было во многом застоем, однако же ничего сверхужасного в нём не было, это был промежуточный этап между старым и новым, когда первое уже не могло существовать, а новое еще не было готово прийти на замену.
Новое Время и наши дни
С развитием общественной и научной мысли наступает время активного становления светского мировоззрения. Реформация, Ренессанс породили огромный пласт новых возможностей, идей и решений. Религиозное искусство во всех своих проявлениях продолжает свое развитие, однако постепенно отходит на второй план в культурной жизни. Светская традиция повсеместно укрепляется. В музыке XVIII века, как в литературе и живописи, утверждается новый стиль, классицизм. Развитие высшей культуры: появление балов, маскарадов, становление абсолютизма подтолкнуло развитие музыки на новый уровень. По приказу Петра Великого в каждом полку было введено по собственному военному духовому оркестру. Знать заводила собственные оркестры у себя в усадьбах, зачастую комплектовавшиеся из крепостных, некоторые из которых стали впоследствии важными деятелями русского театра
Но самым примечательным из всего стал духовный концерт, где исполнялись элементы церковной музыки. Он стал своеобразным выражением всё ещё сильных религиозных чувств вместе с осознанием неумолимого натиска светской жизни. Со временем Церковь всё сильнее и сильнее вытеснялась из повседневности. Идеи Французской Революции всё сильнее будоражили головы людей, радикалы видели в религиозных канонах способ для ограничения власти простолюдинов и опору дворянства, которое, в свою очередь, совершенно омертвело духовно, предаваясь памятным по Риму порокам и разврату, посещая храмы крайне нечасто. Всё это в совокупности привело к полному краху старого порядка в начале 20 века. Революции, духовный упадок и появление «культа науки» в значительной степени подорвало и без того уже пострадавшие религиозные устои.
Некоторым всплеском возрождения религии можно назвать период 80-90, когда крах тоталитарных государств по всему миру вкупе с общим разочаровании в науке как панацее от всех бед подвиг людей снова обратиться к Вере. Тогда же и стали развиваться известные противостояния между традиционалистами и любителями новой музыки. Те же рок, панк-рок, металл и прочие стили во многом развились как протест против существовавших порядков, которые ранее разрушили старое, не предоставив нового. Опять же, можно провести аналогию и с Римом, и с Новым Временем и даже со Средневековьем. Лично я считаю, что ныне мы все живём в так называемом «Новом музыкальном Средневековье», ибо, на мой взгляд, в музыкальной культуре так и не появилось ничего принципиально нового, свежей крови, а сама она коммерциализируется уже просто в край.
Между тем, мнение, что важно не то, как исполняют, а то, что именно исполняют будет неверным. Церковная музыка сама по себе сформировалась не только как необходимый религиозный аспект, но и как стиль, и резкий контраст с ним (рок и т.д.) во многом может вывести человека из душевного равновесия, подобно тому, как любитель классической музыки и высоких манер не сможет слушать рэп или какие-то ещё современные песни с бранью и неприятным его слуху стилем исполнения. Посему, даже так называемые «христианские рок-группы», на мой взгляд, оказывают медвежью услугу обществу, пытаясь совместить несовместимое. И Христианство, и современные стили музыки во многом, как уже упоминалось ранее, зародились как протест против существовавших порядков, как призыв к чему-то другому, великому, и если Вера призывала к душевному, Великому, Вечному, то музыка всегда призывала прежде всего к изменениям здесь и сейчас. Важно помнить, что хоть религиозные традиции долгие годы были основными хранителями музыкальной культуры, сама по себе музыка никогда не ограничивалась одной только духовной сферой, и в последние века, светское, так сказать, получило второе дыхание, оттолкнувшись от существовавшей опоры и найдя свой путь.
Что же следует делать теперь? На мой взгляд, прежде всего важно взаимное уважение, чёткое разделение сфер жизни, а также отсутствие громких призывов и действий в отношении друг друга. Большинству верующих людей, мне в том числе, классическая музыка нравится больше остальной, поскольку она всё ещё является последней попыткой связать мирское и духовное, отойдя от чисто молитвенных форм, но ещё не растеряв сакральный, невероятный… Иной смысл. Но также не следует чересчур наседать на тех, кто любит другую музыку, при этом оставаясь верующими. Такое тоже бывает, не все же верят одинаково. Единственное, с чем, на мой взгляд надо бороться, так это с попытками нового скрещивания духовного и физического — «православные рок-группы», на мой взгляд, оскорбление религиозной музыки и самой религии как сформировавшихся и целостных основ.
И хоть одну и ту же мысль можно выразить разными способами, я считаю, что не следует смешивать нечто столь разное, иначе может произойти или десакрализация, или клерикализация, а подобного не захочет ни одна из сторон. Ибо в таком случае первоначальный посыл неизбежно исказится, и что тогда останется в итоге? Впрочем, это риторический вопрос.
Автор: Виктор Партнов






Оставьте комментарий