
«Разум верит тому, что он видит, и делает то, во что верит. В этом тайна колдовства»
– Антонен Арто
…Оттолкнуться от идеи театра жестокости и прийти к изучению своего подсознания и коллективного бессознательного.
Путь к перфомансу, который будет отвечать некоторому локальному духу, начался с изучения текстового материала французского режиссёра, актёра и новатора в сфере театра — Антонена Арто. На протяжении нескольких месяцев мы анализировали его манифесты, собранные в книге «Театр и его двойник»; искали тренинги, которые помогут нам прикоснуться и создать перфоманс основанный на системе «театра жестокости».
Прежде чем подробно описать тот идейный путь, который прошли мы, студенты второго и первого курса театральной программы, кажется важным пояснить что же подразумевается под системой Арто. Применительно к театру речь идёт не о той жестокости, которую мы можем проявить друг к другу в привычном понимании этого слова; «театр жестокости» — это театр трудный и жестокий в первую очередь по отношению к нам самим. Это театральная эстетика и практика, формирующаяся на языке ритуала, посредством жеста, знака-иероглифа, путём внедрения метафизики в душу через кожу актёра.

На раннем этапе нашего погружения в эту идею, мы искали разные подходу к нам, как к единому целому, образующемуся в процессе, ансамблю. Это была серия тренингов, которые мы сами придумывали и собирали, работающая на наше единение через голос, тело, слово, жест и ритм и дающая нам пространство для создания общего ассоциативного поля, рождающегося в процессе. В череде этих проб мы пришли к теме снов, как к источнику не всегда поддающихся рациональному анализу сюжетов и концепции ритуала, которая так близка идеям Антонена Арто и самому театру Жестокости. Это оказалось созвучно с тем, что в одних из первых спектаклях театра Жестокости речь шла как раз о коллективных страхах.
Следующим этапом нашего исследования стало изучение наших собственных снов через этюдный метод. Поиск способов выражения через актёрский инструментарий наших индивидуальных снов-ощущений, а также пробы не сговариваясь существовать в единых обстоятельствах сюжетных снов друг друга. Нащупав первый результат совместного существования в едином сне, мы решили, что самым прямым путём прикоснуться к страхам коллективного бессознательного можно через сны не только наши, но и нашего будущего зрителя.
Оттолкнувшись от этой идеи, мы нашли первичную форму нашего взаимодействия со зрителем – лаборатории, основанные на тренингах, которые мы придумали и сами поэтапно прошли, которые позволили нам подключить наше воображение к эмпирическому пониманию сновидения и способу интерпретации собственного или же коллективного сна.
Мы успели провести две лаборатории «The Dreamеры»: одну в Париже в культурном центре Реколлет для практикующих актёров, драматургов и режиссёров, вторую — в Вильнюсе для студентов ЕГУ. Каждая дала нам возможность услышать волнующие темы будущего зрителя, поработать со снами друг друга, проанализировать их взаимосвязь. Лаборатории дали нам насыщенный материал, с которыми мы работали на протяжении следующего месяца при создании перфоманса.



Все собранные нами сюжеты легли в основу структуры перфоманса Black 3.0. Форма стерильного пространства была оправдана желанием специально отказаться от любого рода декораций. Мы искали способ обратиться не только к уму или чувствам зрителя, а к самому их существованию. Мы были нацелены на чувственное участие зрителя, на его соучастие и неотъемлемость от предлагаемого нами процесса. Искали способ, чтобы у зрителя осталось ощущение, что перед ним разыгрывается сцена из его собственной жизни, из его сна, причём одна из самых существенных.
Визуально перформанс получился как нагромождение образов и движений, тайной связи предметов, пауз, криков и ритмов. Это был физический язык на основе уже не слов, а знаков. Мы ломали время, пробовали рассмотреть реальность одновременно и спереди и сзади. Попробовали создать некое тотальное действие, где зрителю осталось лишь занять своё место где-то между сновидениями и событиями реальной жизни. И это оказалась галлюцинация размером в 30-минутное театральное действие..
Авторы_ки: Команда студентов_ок театральной программы





Оставьте комментарий