Мы сочиняем ужасы, чтобы помочь себе справиться с реальностью.
С. Кинг
Хоррор в кинематографе — реакционный жанр, резонирующий с социальными и культурными смыслами, отвечающий страхам и опасениям людей определенной эпохи. Он имеет богатую историю: пуская корни в готическом романе XIX века, переростает в кибер-хоррор в XXI. Основой любого такого фильма является ощущение ужаса, вызванное слиянием кинематографических приемов и подсознательных страхов зрителя. Универсальная формула фильма ужасов, по мнению киноведа Робина Вуда выглядит так:
Хоррор-фильм = Нормальность + Монстр + Взаимоотношения между тем и другим
Знаковым периодом в истории жанра стали 50-ые годы прошлого столетия. В это время особую популярность имели научно-фантастические (или сай-фай) хорроры, в которых появились другие миры и инопланетные существа. На фильмы ужасов этого периода оказали влияние многие факторы: и реалии холодной войны, и «маккартисткская охота на шпионов»(вселение инопланетян в чужие тела), и страх дегуманизации (связанный с фордизмом и его последствиями, рационализацией, стандартизацией).
Голливудские хорроры «Нечто» («The thing from another world» (1951), реж. К. Найби, Х. Хоукс ), «Захватчики с Марса» («Invaders from Mars»(1953), реж. У. Мензиес) и «Вторжение похитителей тел» («Invasion of the body snatchers» (1955), реж. Д. Сигел) — интересные примеры отражения страхов американцев в 1950-ые годы.
«Нечто»
«Нечто» — первый кинофильм, объединивший в себе научную фантастику и ужасы. В киноленте есть ряд диалогов, которые преподносят тему инопланетного вторжения с юмором, с воодушевленной готовностью к борьбе (связанной с «холодной войной»). Пример: диалог капитана Хендри и Никки, в котором девушка с иронией говорит о падении инопланетного корабля: «Это означает, что на нас будут сваливаться визитеры с других планет? Или, может, нам нанести ответный визит?» Здесь инопланетяне могут символизировать коммунистов.
После встречи с инопланетным существом один из героев фильма, ученый, произносит монолог, в котором заключает, что существо не испытывает эмоций и не имеет сердца. Это бесчувственное, несентиментальное существо напоминает не только американский стереотип о Советах, но и соответствует «организационному человеку» американской фордистской экономики. Нечто размножается вегетативным способом: оно движимо не желанием и страстью, а целью завоевывать территории. В образах и киноязыке картины нашли отклик страхи американцев перед коммунизмом, фордизмом и наукой.
«Захватчики с Марса»
«Захватчики с Марса» стал первым научно-фантастическим фильмом ужасов, который был показан в цвете. В кинокартине интересен не столько сами инопланетные существа, сколько влияние внеземного на обычных американцев. Один из ключевых примеров такого воздействия – превращение отца семейства главного героя в роботизированного безэмоционального преследователя цели захватчиков (все тот же стереотип о коммунистах). Кинолента представляет собой воплощение страха перед неизвестностью и угрозой коммунистического мира.
«Вторжение похитителей тел»
«Вторжение похитителей тел» — нестандартный для сай-фай хорроров того времени кинофильм: в нем нет инопланетного монстра в классическом его понимании. На Землю из Космоса прилетают инопланетные растения, обладающие свойствами копировать внешний вид человека, а также его воспоминания. При этом «стручки» лишают двойника возможности чувствовать и испытывать эмоции . «Подмена» происходит, когда человек засыпает. Здесь ярко выражен страх дегуманизации, потери человеческого, появившийся на фоне «холодной войны» и маккартиссткой охоты на иностранных шпионов. Страх потери человеческих качеств мотивирует и многие кинематографичные решения во «Вторжении».
Инопланетные коконы, или стручки, не единожды появляются на киноэкране. Иноземные растения движутся, а вокруг них — слизь и пена как жидкости, которые нарушают границу между внутренним и внешним. Это сродни тому, как в глазах американцев выглядели советские шпионы.
В идее безличных и безэмоциональных инопланетных захватчиков, подчиняющих чужие тела, и действующих подобно единому организму, просматривается нависшая над Америкой «Красная Угроза», но исходит она изнутри, а не извне. Подавление эмоций, отсутствие права выбора, фанатичная преданность системе и потеря человеческой индивидуальности — страхи американского мира, нашедшие свое воплощение в хорроре «Вторжение похитителей тел».
Автор: Анастасия Колесан