Странные привычки. Эпатажное поведение и особый режим сна. Всё это черты творческих людей. Писатели не исключение. Они творят в обоих значениях этого слова. Казалось бы, как можно применить это для себя и стать более продуктивным в работе? В этой статье я собрал самые любопытные привычки писателей. Попробуйте применить их на практике.
Встаньте — лягте
Итак, вы садитесь за работу. Но стоп! Обязательно ли именно сидеть? Вовсе нет.
К примеру, Хемингуэй любил писать стоя. Он ставил пишущую машинку на стопку книг и печатал. Это может быть истолковано как совет для вертикального образа работы. Можно поставить ноутбук на те же книги. Некоторые вообще озабочены покупкой стола с регулируемой высотой, чтобы можно было работать стоя и сидя.
Хемингуэй был не единственным «вертикальным» писателем. Стоя работали Чарльз Диккенс, Вирджиния Вульф, Льюис Кэрролл и Филип Рот.
Но, допустим, ты не любитель вставать, сидеть и вообще покидать мягкую кроватку или диван… Ты не одинок! Теперь в пример «лежащих» писателей ты можешь приводить Джорджа Оруэлла, Трумена Капоте, Марселя Пруста и Марка Твена.
Кто-то располагался на плетеной кушетке в беседке, кто-то устраивался на роскошной софе в зале. Таким образом можно работать продолжительное время за счёт лучшего кровообращения и комфортного положения. Важно уточнение: в этом совете главное подметить, что все писатели разделяли место рабочее и отдыха. Работать на той же поверхности, на какой спишь, — не лучшая идея.
Ты также можешь сочетать вертикальные и горизонтальные образы работы. К примеру, великий русский писатель Владимир Набоков сочетал эти способы, а порой вообще писал прямо сидя в машине.
Как начать?
Но что делать, если ты не можешь просто подойти к работе ни сидя, ни стоя — никак… Писатели тоже страдали этой проблемой.
Виктор Гюго — пример радикальной манипуляции над самим собой. Он часто просил слуг забрать всю его одежду из дома, чтобы он не мог выйти на улицу. Однажды писатель состриг половину своих волос, чтобы остаться дома, иначе его могли бы высмеять. В таких условиях он был освобождён от всех светских раутов и гостей. Запретите себе стричься или покупать новую одежду, пока не закончите дедлайн.
Если же вы не сторонник жестких мер, то разрешите себе маленькую слабость после работы. Например, Томас Манн лишь после плодотворной работы позволял себе первую сигару в день. Таким образом плохую привычку, как курение, можно превратить в мощный стимул продуктивности.
Также лайфхаки с одеждой проделывал и Виктор Гюго. Когда он работал над «Собором Парижской Богоматери», он поручил своему слуге спрятать всю одежду, чтобы не иметь возможности выйти из дома. Даже в холодные дни Гюго позволял себе лишь обернуться в одеяло, пока писал. Тут выделяется сразу два совета.
Первый — попробуй работать голым (главное убедиться, что ты один). Второе — холод способствует сосредоточению и вниманию. К примеру, тот же Балабанов писал свои сценарии при раскрытом настежь балконе зимой.
Любимая одежда за процессом работы
Но можно и не следовать совету выше и завести любимую одежду для работы. Это может быть что-то особенное: от фрака из секонда до платья бабушки. Или же что-то более стандартное: белая майка, темный свитер и строгий пиджак. Все мы прошли опыт дистанционной работы благодаря пандемии. Согласитесь, что работать в пижаме не так продуктивно, как в деловой рубашке.
Например, писательница Джо из «Маленьких женщин» надевала особый фрак, когда садилась писать. Таким образом тело тактильно запоминает те ощущения, что возникают за процессом работы, и в следующий раз, надев то же самое, ты быстрее включишься в рабочий процесс.
Этот прием применяется не только для творчества. Если ты спишь, работаешь и просто бодрствуешь в одной и той же одежде — это повод сменить её. Тело «запомнит», в чем оно спит, а в чем трудится.
Питье за работой
Если ты не можешь сесть за работу без чашки кофе или кружки чая, то это не просто прихоть, а вполне необходимое составляющее продуктивной работы.
Тот же Оноре де Бальзак не садился писать, пока не выпивал пять – семь чашек кофе. Подсчитали, что за свою жизнь он выпил около 50 тысяч чашек кофе. Ещё он, конечно же, всегда снимал шляпу, говоря о гениальном человеке. Правда, чаще всего он это делал, говоря о себе самом.
Но, возможно, дальше всех в питье вкусного напитка во время работы пошел Пушкин. Великий русский поэт страстно любил пить лимонад, когда писал. «Бывало, как ночью писать, ему лимонад на ночь и ставишь», — рассказывал камердинер поэта Никифор Федоров.
Так что смело заваривайте себе чай или кофе и не забудьте пить воду во время работы. Жидкость для мозга — это ваше топливо.
Ну, и напоследок один из самых приятных советов в этой статье. Принимайте душ, а еще лучше ванну после работы. Лично мне самые креативные идеи в работе приходят в душе. Порой мне кажется, что только за идеями я туда и хожу. И среди писателей найдется пример к такому совету. О ком бы ты подумал? Агата Кристи! Лежала в ванной, грызла яблоки и рассматривала фотографии с места убийства… Это ее вдохновляло.
Но хорошо! Эти писатели были ещё теми чудиками. Может подобрать пример из другой сферы? Так вот, пожалуйста, Альберт Эйнштейн говорил про душ следующее: «Почему лучшие идеи осеняют меня, когда я моюсь в душе?»
Думаю, можно свести все вышеперечисленные советы к одному: оденьтесь или разденьтесь по вкусу, заварите чай, кофе, ложитесь или же вставайте, а после упорного труда окунитесь в водичку.
Продуктивной работы!
Автор: Николай Солтан