«Федерико Гарсиа Лорка был подобен щедрому, расточаемому добро духу. Он впитывал и дарил людям радость мира, был планетой счастья, жизнелюбия. Простодушный и артистичный, одинаково не чуждый космическому и провинциальному, необыкновенно музыкальный, робкий и суеверный, лучащийся и веселый, он словно вобрал в себя все возрасты Испании, весь цвет народного таланта, все то, что дала арабско-андалузская культура, он освещал и дарил благоуханием, точно цветущий жасминовый куст, всю панораму той Испании, какой — боже мой! — теперь уже нет»
Пабло Неруда
Федерико Гарсиа Лорка ― поэт и драматург, художник, ставший центральной фигурой для литературной жизни Испании начала 20 века.
Сын богатого землевладельца обязан был поступить на «серьезный» факультет, однако застенчивому парнишке, втихаря увлекающимся запрещенным в Испании Оскаром Уайльдом и постоянно находящимся в своем воображении, не было дела до юридической науки, а задания вместо Федерико выполнял его младший брат. Сам же поэт посещал лекции по литературе и философии, из-за успехов в которых был рекомендован в Институт свободного образования Мадрида.
В «Резиденции», а именно так называли своё общежитие студенты свободного университета, пройдет одна из интереснейшей частей биографии поэта. Там Федерико находился в центре внимания, играя по вечерам на фортепиано и исполняя народные песни, что в детстве слышал в окрестных деревнях Андалусии. Но ещё важнее круг общения, ведь в то время «Резиденция» была центром свободомыслия и молодой интеллигенции, а лучшими друзьями Гарсиа Лорки стали великий режиссёр Луис Бунюэль и «спаситель современного искусства» Сальвадор Дали.
«Среди людей, которых мне довелось встретить в жизни, Федерико занимает особое место. Я говорю не о его театре и поэзии, я имею в виду его самого. Он был истинным шедевром. Трудно себе представить другого, похожего на него. Он был неотразим и тогда, когда за роялем подражал Шопену, и тогда, когда показывал пантомиму или разыгрывал театральную сценку. Что бы он ни читал, с его губ срывалось нечто прекрасное. Сколько в нем было страсти, радости, молодости! Он был подобен пламени».
режиссер Луис Бунуэль
«Всякий раз, когда я взываю из глубин моего одиночества к моему мозгу, и в нем восстает гениальная идея, к моей кисти, и она, подобно архангелу, творит чудо, делая мазок, я всегда слышу голос, хриплый и сладостно задыхающийся, — голос Лорки, который возглашает мне: Ole!»
Сальвадор Дали
Именно Мадрид разбудил в молодом поэте драматурга. Первая пьеса получила ушат грязи прямо по ходу спектакля. Но это не остановило Гарсиа Лорку, тем более через некоторое время он получает весомую поддержку. Дело в том, что в стране устанавливается республиканское правительство и новым министром образования становиться бывший преподаватель и по совместительству друг Федерико Фернандо де лос Риос. Министр дает не только полный карт-бланш на исполнение идей, но и полное финансирование.
В то время испанский театр представлял собой развлечение для буржуа, где на сцене показывались банальные семейные конфликты да борьба между кланами. Гарсиа Лорка делал всё, чтобы уйти от такого поверхностного театра с помощью «Ла Баррака». Труппа этого бродячего театра состояла из студентов, которые могли играть только на каникулах. Пара грузовиков с декорациями и «актёрами» путешествовала по самым отдалённым провинциям и деревушкам, а поскольку выступления были бесплатными каждый житель провинции мог его увидеть. Театр встречали с восторгом. А Гарсиа Лорка писал для своего детища пьесы, которые обогатили не только испанский, но и мировой театр.
Имя Федерико Гарсиа Лорки становится известным не только интеллигенции родной Гранады или Мадрида, но и простому народу. Влияние «слова» недооценил даже генерал Франциско Франко, которому пришлось оправдываться за свой приказ в 36-ом году. А приказ был прост ― расстрелять.
«Я брат всем людям, и мне отвратительны те, кто любит родину вслепую и приносит себя в жертву пустым националистическим идеалам»
Федерико Гарсиа Лорка
«Ла Баррака» и сам Федерико Гарсиа Лорка сыграли большую роль в культурном развитии Испании, в пробуждении культурного самосознания народа. Однако с приходом к власти франкистов деятельность театра оборвалась, как и жизнь его создателя.
Как будто бы предчувствуя неизбежность Гражданской войны и собственной гибели Федерико Гарсиа Лорка напишет стихотворение:
Но хрустнули обломками жемчужин
Скорлупки чистой формы —
И я понял,
Что я приговорен и безоружен.
Обшарили все церкви, все кладбища и клубы, Искали в бочках, рыскали в подвале,
Разбили три скелета, чтоб выковырять золотые зубы. Меня не отыскали.
Не отыскали?
Нет. Не отыскали.
Но помнят, как последняя луна
Вверх по реке покочевала льдиной
И горе — в тот же миг — по именам
Припомнило все жертвы до единой.
Автор: Катерина Сойко