Интернет всегда был пространством, где вопрос идентичности не такой категоричный, как в реальности: заходя на форумы, регистрируясь на сайтах, общаясь в комментариях пользователи могут подать себя абсолютно любым способом и в удобной или желаемой для них манере. И если аватарки и статичные изображения уже давно стали привычным способом репрезентации, то современный YouTube предлагает совершенно другую интернет-реальность: создание полностью виртуального образа, 2D или 3D персонажа, который говорит вашим голосом (необязательно), повторяет ваши движения, но способен иметь другое имя, биографию и новую внешность. Персонажи, так сильно напоминающие аниме-героев, уже сейчас насчитываются десятками тысяч. Попробуем понять, кто же такие виртуальные ютьюберы (здесь и далее просто витьюберы), и какой вклад в развлекательную видео-индустрию они вносят.
В статье содержатся феминитивы.
Свое начало витьюберы берут в Японии, и в этом не ничего удивительного по нескольких причинам. Во-первых, этому поспособствовала культура маскотов: для японцев характерной чертой является присвоение персонажей-талисманов бизнесам, группам, государственным учреждениям, префектурам, городам и вообще всему коллективному, чтобы привлечь удачу. Помимо этого, они помогают популяризовать то, к чему привязаны, привлечь больше внимания за счет милого изображения. В качестве маскотов могут выступать и животные, и люди, и фрукты, и другие объекты – главное, чтобы они отражали суть репрезентируемого.
Разумеется, маскоты распространены не только в Японии. Например, всем знакомый Рональд Макдональд тоже является маскотом, страны-хозяйки Олимпийских игр каждый год представляют животных, которые их олицетворяют, многие спортивные клубы тоже не обходятся без маскотов, которые взаимодействуют с болельщиками и поддерживают команды во время матчей. Однако именно японцы придают им такое большое значение. Маскотов там так много, что для них даже устраиваются специальный конкурс – Yuru-Chara Grand Prix, где выбирают лучшего из лучших путем голосования.
Во-вторых, тема виртуальных аватаров уже была знакома благодаря вокалоидам (т.е. вокальным андроидам). Они получили свое имя от программы Vocaloid, которая позволяет методом синтеза голоса имитировать человеческую речь и создавать песни. Все голоса принадлежат реальным людям и хранятся целыми базами данных, которые также называются голосовым банком. Обычно голосовой банк привязан к уже известному персонажу, но доступен и другим пользователям, которые на его основе создают песни как для существующих, так и для собственных вокалоидов. И так как вокалоиды с визуальными образами в стиле аниме становились более популярными, чем просто песни, большое значение стали придавать не только тому, какую музыку они исполняют, но и как выглядят.
Известной на весь мир является вокалоид Хатсуне Мику. Ее голос чаще других используется независимыми музыкантами, а количество подписчиков на YouTube составляет около 1,6 млн. Помимо этого, Хатсуне Мику очень любят использовать в качества мема, ее образ мелькает в самых разных шутках. Она, как, впрочем, и многие другие вокалоиды, даже проводит живые концерты – зрители подпевают танцующей на экране 3D-модели, но музыканты в ее команде являются живыми людьми. Среди других известных вокалоидов, друзей Мику, – близнецы Кагамине Лен и Рин, Мегурине Лука, Кайто и Мейко, но собственные аккаунты в соцсетях у них отстутствуют.
Однако если маскоты используются как талисманы организаций, мероприятий, магазинов и многого другого, а вокалоидам свойственно наделение записей из голосового банка визуальными образами, то персонажи витьюберов со временем стали олицетворением отдельных личностей, не предоставляя возможности для повторного или одновременного использования несколькими людьми. На данный момент они наиболее близки к реальному человеку и единственное препятствие – это виртуальная реальность, в которой они существуют. Первой официальной витьюберкой стала Kizuna AI (Кизуна АИ), выпустившая свое дебютное видео в 2016 году. Именно она ввела термин VTuber и стала кумиром появившихся следом видеоблогеров. На данный момент только на одном официальном канале число ее подписчиков составляет почти 3 млн, схожим успехом пользуются и другие аккаунты в социальных сетях. Ее популярность также распространилась за пределы YouTube: Кизуна АИ появлялась на телевидении и в рекламе, и даже вошла в список «100 японцев, уважаемых по всему миру», наряду с фигуристом Юзуру Ханю и режиссёром Хироказу Корээдой.
Однако для того, чтобы добиться подобной популярности, над созданной персонажкой пришлось потрудиться сразу нескольким людям. Дело в том, что сама техника создания и использования образов в виртуальном видеоблогинге подразумевает применение нескольких программ и навыков.
Начинается все с продумывания концепта героини: люди, обладающие дизайнерскими навыками, способны справиться с этим самостоятельно, в противном случае блогеры часто обращаются к другим, разумеется, за определенную плату. Создается 2D изображение или 3D-модель, которые затем переносятся в программу, работающую с методом захвата движения. Подобные программы могут работать как через простую веб-камеру, так и с более продвинутыми устройствами, которые считывают не только выражения лица, но и движения рук или всего тела.
Со временем многие технологии и программы стали гораздо более доступными, что привело к широкому распространению витьюберов, одновременно с этим процесс остается финансово затратным. Так дизайн Кизуны АИ был создан известной иллюстраторкой Морикура Эн, 3D-модель разработана Tomitake, а голос принадлежит Касуга Нозоми.
Ее популярности также поспособствовало внимание к иностранной аудитории: канал разрешает создание субтитров к видео, в потому владеющие несколькими языками фанаты обеспечивают перевод для остальных поклонников.
Так персонажка стала вести собственную жизнь в интернет-пространстве: ее личность никак не связана с жизнью своей сейю (японский термин для обозначения человека, который озвучивает персонажей), ее возраст отсчитывается с момента первого видео, то есть виртуального рождения, у нее есть собственные предпочтения в видеоиграх и музыке. Однако для ее существования в реальном времени все еще необходимо постоянное присутствие сейю, которая взаимодействует со зрителями.
Ее деятельность, как и у обычных видеоблогеров, подразумевает выполнение множества развлекательных активностей на камеру. Живые трансляции с разговорами и играми, чтение вслух, розыгрыши, совместные ролики с другими витьюберами и даже живыми блогерами, а также танцы и пение. На данный момент Кизуна АИ написала и выпустила порядка 30 треков, не считая многочисленных каверов.
В Топ-10 популярных японских видеоблогеров также входит канал Hololive – организации, которая занимается менеджментом нескольких десятков витьюберок. Имеется отдельное подразделение, в которое входят пять участниц. Все они ведут трансляции только на английском языке. Такой подход позволил компании обзавестись большой фанбазой из разных стран мира и популяризовать движение витьюберов. Отдельной популярностью пользуются каналы, ориентированные на китайскую аудиторию: наравне с суммарными 4,4 млн подписчиков дочерних аккаунтов на YouTube, китайский канал на платформе BiliBili (аналог YouTube) насчитывает около 4 млн. Hololive также имеет сестринский отдел, Holostars, ориентированный на продвижение мужчин-витьюберов.
Хотя многие витьюберы и действуют под покровительством специальных компаний и агентств, которые предоставляют больше возможностей для развития и продвижения, немаловажной является их распространенность и среди обычных видеоблогеров. Тренд как таковой позволяет людям заниматься тем, что им нравится, не беспокоясь о своей внешности, тогда как внешний вид виртуального персонажа всегда остается одинаково привлекательным для аудитории и при желании может подвергаться самым разным изменениям. Более того, такой формат создания контента обеспечивает безопасность девушкам: в Японии сильно распространена проблема сталкинга.
Образ милой аниме-девушки задействуется чаще остальных – это верный способ привлечь большую аудиторию. При этом гендер самих блогеров значения не имеет ни для них самих, ни для зрителей: их используют как мужчины, так и женщины. Обратный феномен, где девушки и женщины используют мужские образы, остается нераспространенным, однако для уже упомянутых случаев с мужчинами даже существует отдельный термин – бабинику.
Мужчины, «воплощенные» в женских виртуальных телах, склонны использовать технологию изменения голоса, но данный метод требует больших усилий от витьюберов, а также тщательной настройки соответствующей программы. Хотя даже без этого они пользуются успехом просто благодаря своему поведению и характеру, гендерная разница между внешностью и голосом не имеет никакого значения. Как раз в этом несоответствии находится основное удовольствие витьюберов. Гендерное самоопределение также индивидуально, но ко многим бабинику принято обращаться с местоимениями она/ее. Для них также характерно использование антропоморфных персонажей – котов, волков, собак и многих других.
Иногда витьюберами могут становиться самые неожиданные личности – например, политики. Минору Огино, член городского совета района Ота, Токио, давно не скрывает свое увлечение аниме-культурой и виртуальным видеоблогингом, которым занимается уже год. Его виртуальная личность – девушка с кошачьими ушами – используется еще и для продажи рекламной продукции.
Русскоязычный сегмент YouTube тоже не остается в стороне. Например, Орк-подкастер, хоть он и не выглядит так же мило, как привычные виртуальные образы, пользуется большой популярностью благодаря своим обзорам на видеоигры. При этом его персонаж находится в кадре не все время и редко мелькает между записями экрана.
Вместо компаний здесь «семьи» – проекты, объединяющие несколько виртуальных блогеров сразу. Остальные же – независимые, однако качество их персонажей нисколько не уступает японским по проработанности. Разниц в контексте тоже нет: девушки продолжают вести трансляции с видеоиграми, пробовать рецепты, учить английский, устраивать вечера общения со зрителями.
Вне зависимости от страны, витьюберы остаются популярным явлением, вокруг которого формируются фанатские сообщества, имеются локальные шутки. Новый формат появления на публике оказывается не только безопасным, но и комфортным, предоставляет больше креативной свободы, а потому так горячо любим всеми, кто к этому стремится.
А какой формат больше по душе вам? Легко ли привыкнуть к витьюберам?
Авторка: Ольга Волкова.