В маленьком холодном городке, где небо всегда было затянуто тучами, среди простых людей жил шоколадный человечек. Он был невероятно красив, а потому все желали познакомиться с ним и завести дружбу. Люди были очарованы его внешностью, и поэтому уверили себя, что душа его так же прекрасна.
Шоколадный человечек жил в огромном доме. У него не было семьи – они умерли уже давно, не отпечатавшись в сладкой памяти человечка. Но зато под его покровительством находилась сотня слуг. Они следили за поместьем, в котором без труда можно было заблудиться, готовили ему лучшие и вкуснейшие блюда, развлекали лорда и укладывали его нежные шоколадные волосы. Слуги, жившие в доме, не имели права его покидать или встречаться с кем-то из народа. Шоколадный человечек запрещал им общаться с любым, кто находится за пределами его двора. Он не хотел, чтобы слуги обсуждали его друг с другом.
Однажды шоколадному человечку надоела одежда, которую специально для него сшила именитая портниха, и, не доверяя вкусу слуг, он решился на то, чтобы отправиться в город самостоятельно за новым портным. Сладкий лорд надел свои лучшие наряды, плотно пообедал и поудобнее устроился в карете. Пока он ехал к местной мастерской, люди окружили его со всех сторон, пытаясь притронуться к карете и, если повезет, даже к нему. Словно одержимые, они толкали друг друга в надежде оказаться поближе к сладкому юноше, наперебой осыпали его комплиментами, задавали вопросы и выкрикивали свои имена.
Шоколадный человечек делал вид, что не обращает на воздыхателей абсолютно никакого внимания, однако тщеславие его торжествовало. «Нужно почаще выбираться в город», – промелькнуло у него в голове. Но тут в глаза сладкому лорду бросились костюмы невероятной красоты, размещенные на витрине неприметной швейной мастерской. Он вальяжно остановил карету, дождался, пока слуги растолкают собравшуюся толпу, и грациозно покинул конный экипаж. Шоколадный человечек шел совершенно спокойно, не отвлекаясь на незнакомцев, которые ничего для него не значили. Пусть он и наслаждался их восхищением, но никак не воспринимал простой люд всерьез.
Когда он вошел, то обнаружил там молодую портниху. Она виртуозно пришивала рукав к какому-то пальто, и, возможно поэтому, не обратила на важного гостя абсолютно никакого внимания. Сладкий лорд огляделся по сторонам, привыкая к контрасту обшарпанных стен и великолепных нарядов на манекенах.
«Вот она сошьет мне что-нибудь подходящее», — подумал человечек. Пораженный красотой изделий он убедился, что такая одежда должна украшать только его.
— Ты, — указал он на портниху. — Идешь со мной. Будешь шить мне костюмы.
Девушка отвлеклась от работы. На лице ее едва уловимо промелькнуло удивление, которое позже сменилось нейтральностью. Портниха покачала головой и, помешкав, нехотя отложила в сторону пальто.
— Нет. Я этого не хочу, — упрямо сказала она.
Шоколадный человечек изумился.
— Как это не хочешь? Я тебя озолочу. Ты больше никогда не будешь ни в чем нуждаться.
— К чему мне твое золото? — ответила она. Сладкий лорд был крайне удивлен, а девушка продолжила.
— У меня есть семья, которую я никогда не променяю ни на какие богатства. Тетушка, муж, три прекрасные дочурки и одноногий крысолов, которого мы когда-то приютили. У меня есть дом, который мы строили своими руками. Эта мастерская, дороже которой мне нет. Меня устраивает моя жизнь и лучше я останусь здесь.
— Хорошо, я обеспечу тебя роскошным домом и прекрасной мастерской. Но семья… Человечек задумался. — Им нет места в моих владениях, — уверенно добавил он.
Портниха покачала головой.
— Я их люблю. Без близких мне людей никуда не пойду, — сказала она.
Шоколадный человечек не понял ее слов — для него они не имели никакого смысла.
— Разве тебе не все равно, что с ними будет? За что ты можешь любить людей?
— Я люблю их просто за то, что они есть.
Шоколадный человечек покачал головой.
— И меня ты любишь? Я ведь тоже есть.
— Нет, — уверенно ответила портниха.
— Почему? Ты сама себе противоречишь. Вот он я. Просто есть. Но я еще красив, богат и неповторим.
Человечек взглянул в окно. Там люди подпрыгивали, толкались и садились другу на шеи, лишь бы получше его рассмотреть. Затем он добавил:
— Ты врешь. Меня все любят.
Девушка медленно поднялась с деревянного стула и подошла к человечку.
— Я люблю всех людей за то, что они есть, но не тебя, — Она постучала по его груди, в воздухе отчетливо раздался глухой стук. — Потому что тебя нет. Ты ведь внутри совсем пустой.
Шоколадный человечек отпрянул от нее. Он разозлился на портниху за ее пререкания. «Ты пожалеешь о своих словах», — добавил сладкий лорд и яростно пошагал к экипажу. Вернувшись в поместье, он выпустил из особняка всю стражу и приказал немедленно привести девушку из мастерской, а после запереть ее в самой высокой башне со швейными принадлежностями. Чтобы портниха не могла сбежать и только создавала ему наряды.
Несчастной девушке не оставалось ничего другого, как подчиниться его воле. Она долго плакала и отказывалась шить, после чего день за днем ее лупили розгами, с каждым разом все сильнее. В один день портниха не выдержала и села за работу. А шоколадный человечек за каждую сотканную вещь сыпал на пол башни горсть золотых монет.
Когда холодный серый кирпич полностью затопило блестящее золото, он спросил у девушки:
— Разве ты не счастлива? Теперь ты богата.
— Нет мне проку от твоего золота, — ответила она.
— А чего же ты тогда желаешь?
Портниха подошла к открытому окну без решеток и печально посмотрела вниз. Там, посреди зеленой травы, согнулось под тяжестью собственных веток высохшее дерево.
— Я заметила, ты любишь красивые вещи. Но для их создания ты ничего не сделал.
— Я плачу деньги, — гордо заявил шоколадный человечек.
— Этого недостаточно. Приложи немного усилий. Полей то дерево внизу. Оно вырастет большим и красивым.
Сладкий лорд презрительно фыркнул. Ему не хотелось тратить так много своего времени.
— А есть более быстрый способ? — вяло спросил он.
Портниха ненадолго задумалась, после чего утвердительно кивнула.
— Есть, но он не всем подходит. Он только для красивых людей.
— А я красив! — самоуверенно изрек лорд. — Я красивее всех!
— Красивым надо быть не телом, а душой.
— Я хорош во всем, — нетерпеливо возразил он. — Показывай уже.
Портниха тяжело вздохнула и вновь взглянула вниз с высоты башни. Пару мгновений она смотрела на силуэт города, виднеющийся вдалеке. Губами портниха прошептала: «Я вас всех люблю. Простите, но я не могу больше жить взаперти». Девушка перекинула одну ногу через окно, затем вторую, в последний раз улыбнулась хмурому небу и оттолкнулась. Портниха полетела вниз.
Шоколадный человечек, широко раскрыв рот, выглянул из окна. На зеленой траве лежало тело, вокруг которого растекалась алая лужица. Кровь начала впитываться в землю, проникая ближе к корням засохшего дерева. Внезапно, прямо на глазах у лорда, дерево выпрямилось, раскинуло свои ветви и начало вытягиваться в длину. Яркие листочки и сочные плоды стали расцветать на могучих ветвях, которые достигли единственного окна высокой башни. Шоколадный человечек протянул руку, сорвал плод и попробовал его на вкус. Сладкий, словно сахар. Он злостно откинул его в сторону.
Пару минут он задумчиво бродил по крохотной комнатушке. В своих размышлениях шоколадный лорд решил, что если грязная неухоженная портниха оказалась способна на такое, то он, самый красивый из всех когда-либо живших на этом свете, сможет окрасить весь мир. О, сколько будет восхищений! Он перекинул ножки через окно и вдохнул холодный влажный воздух. Мысленно человечек уже представил себе, как все обожают его за принесенную красоту и воспевают имя человечка в песнях. Он оттолкнулся, как это сделала портниха, и полетел вниз.
Прошло несколько мгновений, и по земле разбросались шоколадные осколки. Большие, потемневшие. Однако никакого чуда не произошло. Не выросло новое дерево, трава не окрасилась в золото, ветер так и остался промерзлым. А шоколад быстро растаял на солнце, что никогда не светило до этого дня.
Так случилось потому, что шоколадный человечек был пустой. В нем не было ни любви, ни веры. И все, что у него было – это глаза, способные видеть чужую красоту, и язык, которым он восхвалял себя. Разбиваясь о жизнь, пустые люди после себя ничего не оставляют. И мимолетное восхищение пропадает вместе с человеком.
Автор: Надежда Санкович.