Мнение, высказанное в данной статье, принадлежит ее автору.

Порой нынешняя пандемия Covid-19 схожа с голливудским фильмом-катастрофой. Только вместо враждебного гигантского космического корабля над человечеством парит массивный объектив, увеличивающий все, что нам нужно исправить, прежде чем мы сможем продолжить процесс эволюции, также известный как жизнь на планете Земля.
Внезапно некоторые действительно уродливые реальности стали очевидными. Мы всегда по умолчанию ставим прибыль выше людей. Мы можем мириться с тем, что миллионы работников товарной структуры экспорта и импорта останутся без зарплаты и потеряют работу, в то время как горстка людей зарабатывает миллиарды, большая часть из которых им никогда не понадобится. Этот системный расизм — еще одна пандемия, процесс искоренения которой человечество так и не начало. Такого рода колониализм все еще присутствует в производственно-бытовых цепях – мы настолько зависим от покупок, что если остановимся, рухнет целая экономика. Миллионы дешевых вещей, производимые серийно и так и не проданные, окажутся на свалках или будут сожжены.
С другой стороны, в период изоляции природа вновь продемонстрировала, что мы потеряем, если не будем осторожны. Во время пандемии моим глазам открылись дороги без машин и звездное небо без самолетов. С помощью Zoom я увидела свою маму в Венеции, и сам город выглядел пустым, свежим, чистым, великолепным. Существует так много красивых историй о том, как создания природы осваивали землю после нашего исчезновения. Казалось очевидным, что в то время, как мы изолированы, планета получает все, что ей нужно: необходимый отдых от наших излишеств.
Никто не мог представить, что мы — все мы, почти весь мир — должны отказаться от своей нормальности и бежать вглубь себя, но это случилось. Подобно антиутопической версии того, что более радикальные защитники окружающей среды давно считают необходимым, нам пришлось остановиться. Мир закрылся.
Неудивительно, что планета процветала, пока мы были остановлены на нашем пути настолько, что в этом году Всемирный день экологического долга (день, в который количество использованных человеком возобновляемых ресурсов за год начинает превышать тот объём, который Земля способна воспроизвести) из-за локдауна наступил более чем на три недели позже, чем в прошлом году, что является превосходным показателем. Однако экологические преимущества изоляции были омрачены непочтительностью к людям, исходившей от других людей, а также сломанной системой потребления, ориентированной на быстрый и эффективный рост, лишенный простейших человеческих чувств – уважения, учтивости, благодарности.
Если бы я была одиноким родителем, матерью маленьких детей взаперти, какая разница для моей жизни, что Венеция выглядит великолепно и что в небе над головой не летают самолеты? Если бы я с трудом могла позволить себе ужин на своем столе, подумала бы я отказаться от пластика, когда буду делать покупки? Где найти время искать секонд-хенд в смутной надежде, что в нем есть то, что я ищу, или отремонтировать свое дешевое платье Zara, чтобы я могла надеть его повторно и не покупать новую вещь, отказываясь от канонов быстрой моды? А если бы я была работником цепочки поставок и воочию стала свидетелем негативного воздействия продукции, которую я произвожу, на окружающую среду, как я могла бы поднять этот вопрос, если мне не разрешено высказываться из-за страха потерять работу?
Глубокое неравенство, отсутствие достоинства и справедливости в обществе не позволяют нам в равной степени вкладываться в сохранение и восстановление нашего общего окружения. Многие движения за устойчивое развитие и защиту окружающей среды остаются в сфере деятельности таких, как я: белых и привилегированных людей, действующих, конечно, из лучших побуждений, но определенно в рамках «своего типа».
Вот почему правительства, организации и гражданское общество должны быть антирасистскими и антидискриминационными, вежливыми и сочувствующими, а также руководствоваться базовыми принципами справедливости, если мы хотим спасти нашу планету. Потому что это должно иметь значение для всех. Мы все должны быть на одной волне.
Без учета глубокой связи людей и планеты и того, что уважение к природе требует безоговорочного уважения между ее людьми, мы не сможем осуществить радикальные изменения, необходимые для выживания и жизни.
Возможно, человечество еще не в состоянии полностью полагаться на технологии и инновации для смягчения последствий климатического кризиса, но есть одно новшество, которое мы пока не опробовали: относиться друг к другу на равных.
Автор Надежда Санкович