Более трех миллионов туристов посетило Россию во время чемпионата мира по футболу 2018 года. Под видом «болельщиков» часть иностранных гостей приехала, преследуя иную цель: остаться в стране в статусе беженца из-за опасностей на родине.
Хоть большая часть «болельщиков» была депортирована Россией сразу же после окончания турнира, но некоторые иностранцы и сейчас пытаются отстоять право на жизнь в России. Спасаясь от войны, террористов, «Исламского государства» и религиозного преследования в России, они столкнулись с новыми трудностями: работой, жильем и законодательством.
Оби (имя изменено) — девятнадцатилетний выходец из Камеруна. В своем интервью «Медузе» он поделился тем, что побудило его эмигрировать в Россию, и с чем ему здесь пришлось столкнуться.
Я вырос в обычной семье. Мы жили нормально, я учился на юриста. Но в 2016 году террористы из «Боко Харам» (террористическая организация, действующая в Африке и присягнувшая на верность «Исламскому государству» — прим. «Медузы») напали на деревню поблизости от нашей. Мы в семье обсуждали, стоит ли уезжать прямо сейчас или чуть позже, но в итоге уехать не успели — террористы атаковали нашу деревню. И наш дом тоже. Несколько человек ворвались к нам, стреляли в отца и маму. Мне удалось выбежать из уже горящего дома. Я думал, что вся моя семья погибла, и бежал. Очень долго бежал. Меня гнало вперед одно желание — сохранить жизнь.
Я добрался до соседнего крупного города, где встретился с другом из обеспеченной семьи. Мы решили, что мне нужно уезжать из Камеруна. Я отправился в Чад, потому что туда не нужна виза, но «Боко Харам» почти сразу устроила теракт и там. В итоге семья друга мне очень помогла — они сделали мне новый паспорт вместо того, что я оставил в своей деревне во время нападения, купили билет в Россию и Fan-ID. В июле 2018 года я улетел. О стране я знал только то, что мне может быть тяжело в России из-за расизма. Но рассчитывал, что в целом смогу здесь спокойно жить.