Специальный корреспондент «Медузы», наблюдающий за выборами в Киеве, рассказывает об ошибках Порошенко на выборах и о том, почему бывший президент за три недели потерял страну.
«Что Петр Алексеевич нуждается в поддержке — я этого не увидел. Он нормально ходит! Спасибо», — премьер-министр Украины Владимир Гройсман смерил взглядом журналиста, отвернулся и пошел по лестнице вверх. Это был ответ на вопрос корреспондента «Громадского-ТВ» — о том, будет ли соратник украинского президента поддерживать Порошенко во втором туре выборов. «Красиво», — отреагировал журналист на то, как иронично Гройсман вывернулся.
Накануне первого тура таких шуток себе никто не позволял. Премьер Гройсман публично агитировал за переизбрание президента, с которым он состоит в политической коалиции, более того — в одной партии «Блок Петра Порошенко „Солидарность“». Еще месяц назад многие украинские политики ждали, что действующий президент, даже проиграв в первом туре, сможет мобилизовать электорат других кандидатов — и стать фаворитом второго тура. Однако Порошенко не только не смог привлечь новых избирателей, но и потерял часть старых. Так что сейчас даже Гройсман дает понять, что готов работать и с Владимиром Зеленским.
Журналист полагает, что Владимир Зеленский добился победы, потому что больше молчал — он до последнего даже не называл членов будущей администрации.
«Зовите меня „леди нет“», — говорит корреспонденту «Медузы» Ирина Победоносцева, директор по развитию студии «Квартал 95», она сейчас фактически отвечает за связи с общественностью в штабе кандидата Зеленского. Ее «нет» распространяется на все контакты ключевых участников команды Зеленского с журналистами, не говоря уже о самом кандидате в президенты.
Это стратегия. Вместо того, чтобы как можно чаще рассказывать о себе и представлять свою программу избирателям, Зеленский в ходе кампании не дал ни одной пресс-конференции — и крайне редко выходил на публику. Если до первого тура его можно было увидеть хотя бы на концертах «Квартала 95» (коллектив ездил с выступлениями по Украине, часть из них была бесплатной), то перед вторым туром исчезли и концерты, да и других агитационных мероприятий — митингов и встреч с избирателями — кандидат не устраивал. За все три недели между турами Зеленский дал одно интервью «РБК-Украине» и один раз побывал в студии телеканала «1+1». О себе кандидат рассказывал избирателям напрямую — при помощи видеороликов в ютьюбе.
У этой молчаливости есть объяснение. «Когда такой разрыв в рейтингах с соперником, любое лишнее сказанное слово — оно только может все испортить», — объясняет один из представителей команды Зеленского «Медузе». Политтехнолог, помогающий штабу вести кампанию, добавляет: «Запретили всем близким сторонникам Зеленского публично говорить после того, как выяснилось, что разные люди из команды кандидата могли в разных телеэфирах говорить прямо противоположные вещи. Да и делали это».
Часть этой же стратегии минимального общения — создание интриги вокруг команды, с которой кандидат в президенты идет во власть. Зеленский назвал своих соратников лишь за три дня до второго тура; это произошло в четверг, 18 апреля, в специальном эфире телеканала «1+1»: в студии выстроились в ряд 20 человек, которые, как рассказал кандидат в президенты, будут работать в администрации главы государства в случае его победы.
«На дебатах Владимир Зеленский поставил Петра Порошенко на колени как буквально, так и в переносном смысле. Сами дебаты — бессмысленный спектакль, где Зеленский изображал парня из народа, а Порошенко неумело защищался. Зеленский не боится называть жителей ДНР и ЛНР «повстанцами», значит он готов признать военный конфликт гражданской войной, а не российской агрессией. А Порошенко по уровню богатства, возможно, уже догнал Виктора Януковича, по резиденции которого теперь водят экскурсии. Украинцев уверяют, что так работает демократия: уйдет Порошенко, попробуют Зеленского, не получится — снова поменяют.
На самом деле это выборы без выбора, ведь Зеленский отражает растерянность украинского общества. Когда на выборах побеждает человек без платформы, команды и убеждений — это позор. Украина сейчас без руля и без ветрил! Западу важен только один показатель предсказуемости киевского руководства — стабильная ненависть к России. В Рунете дебаты посмотрели шесть миллионов раз, но это не «Игра престолов», а игра за престол у наших соседей. Те, кто считают это активной политической жизнью, просто хотят такой же неразберихи у нас».