Из-за угрозы высылки двое жителей Беларуси покончило жизнь самоубийством.
Первый случай был зафиксирован в Лоеве 18 декабря 2018 года, а второй в Буда-Кошелеве 15 января 2019 года. Мужчины не являлись гражданами Беларуси, однако прожили на территории страны более десяти лет.
За периодические административные правонарушения беларуским законом предусмотрена высылка из страны. Но те не совершали злостных преступлений, у одного из мужчин осталось шестеро детей. В настоящий момент в государстве рассматривается сразу несколько дел о выдворении жителей по аналогичным причинам.
Один из мужчин, Сергей Борисов, родился в Беларуси, а после его родители уехали на север, который раньше был советским, а позже стал территорией России. Поэтому родители Сергея имеют беларуское гражданство, а сам он является гражданином России. Вернулись в Беларусь все вместе 17 лет назад.
У Сергея был вид на жительство, срок действия которого истекал в конце 2019 года. В 2018 совершил два административных правонарушения: мелкую кражу и появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, получил штрафы. Но Лоевским РОВД были учтены еще пять нарушений за предыдущие 10 лет (в основном появление в общественном месте в нетрезвом виде). Постановили выслать из Беларуси «в интересах общественного порядка», а инспектор Лоевского РОВД Контозурова даже сказала матери Борисова: «Меня премии лишили из-за вашего сына, так как я его до сих пор ещё не выслала».
В Лоеве у Сергея Борисова живут мать и брат-инвалид, была собственная квартира. Можно по праву говорить о социализации этого человека в беларуском обществе, об этом и свидетельствуют наличие собственного жилья и родных. По сути эти факты сами собой исключают возможность высылки, однако это не повлияло на решение милиции — Сергей Борисов должен был покинуть Беларусь за свой счет до 28 декабря 2018 сроком на 4 года.
Решение милиционеров собирались обжаловать, а 18 декабря мать Борисова Людмила Васильевна позвонила сыну с просьбой пойти к нотариусу, на что сын ответил: «Это выброшенные деньги на ветер». Это были его последние слова. Не дождавшись Сергея у нотариуса, старший сын и мать открыли квартиру и обнаружили его тело. Он лежал возле ванны, рядом было несколько записок. Ему было 35 лет.
«Я не знаю куда ехать. У них это просто, а для меня это – в никуда … Я впал в психоз и депрессию. Я опустил руки. Я не могу смотреть на это все сквозь слезы … (маме и крестной). Простите, что не оправдал Ваших ожиданий», — написал Борисов.
«Наверное, что-то накрутил себе в головочку. Конечно, как инспектор сказала: «Будешь жить под мостом». Сережа говорит: «А куда я поеду? В никуда ехать?» Как и в записках написал», — плачет мама Людмила Васильевна.
Доследственная проверка была возобновлена Следственным комитетом Беларуси после огласки этой истории. Матери никто ничего не сообщил, узнала это благодаря журналистам. Перед публикацией позвонила следователю, но в ответ сказали, что проверка уже прекращена.
Высылку как наказание человек может получить в интересах общественного порядка, национальной безопасности, защиты нравственности, здоровья населения, свобод и прав граждан и после освобождения из арестного дома, при условии, что он не может быть депортирован. Наказание в виде высылки предусматривает закон «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь».
Так уж получилось, что с применением закона существует сразу несколько проблем. По словам правозащитников и адвокатов, во-первых, наказания, которые несут высылаемые, и совершенные ими правонарушения несоизмеримы. К примеру, одними из самых популярных причин являются нахождение в общественном месте в нетрезвом виде и превышение скорости. В статье №11 Конституции Республики Беларусь говорится, что иностранные граждане пользуются теми же правами и исполняют те же обязанности, что и граждане Беларуси. По словам правозащитника и юриста Леонида Судаленко, подобные действия со стороны государства являются недопустимыми и непропорциональными, прямо противоречащими Конституции.
А если гражданин Беларуси в течение года больше не нарушал закон, то по закону государства административное правонарушение аннулируется. Но увы, принцип этот для иностранцев не работает.
«Получается, что наша служба миграции считает абсолютно все случаи административных правонарушений (даже такие, как неправильная парковка), потом все это суммирует и говорит: «Вы смотрите, он же рецидивист», — утверждает правозащитник Андрей Стрижак.
Третьей особенностью закона является то, что решения о высылке принимают не по суду, как, например, в России, а в Управлении внутренних дел.
«Если человек живет здесь на постоянной основе и у него нигде больше ничего нет, как чаще всего происходит, то это вообще не высылка — это выкидывание человека в никуда», — полагает Анна Красулина, пресс-секретарь партии ОГП.
«Недавно ко мне за помощью обратились четыре семьи из Гомельского региона, в отношении которых готовится высылка из страны. В райцентрах Рогачев, Лоев, Хойники, а также в Гомеле в ближайшее время состоятся заседания комиссий по гражданству и миграции, где могут быть приняты решения о высылке в Россию мужчин, появившихся в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения либо нарушивших правила дорожного движения», — говорит юрист Леонид Судаленко.
В последний раз о количестве выдворенных сообщал в 2014 году глава департамента гражданства и миграции, выслали около двух тысяч иностранцев. Сейчас статистику по высылке не публикуют.