Універсітэт

Выпускница ЕГУ получила премию международного конгресса исследователей Беларуси

Выпускница ЕГУ Ксения Шталенкова получила премию Международного конгресса исследователей Беларуси в номинации «лучшая творческая работа». Ксения представила на конгресс буктрейлер к ее роману «Адваротны бок люстра».

Ксения Шталенкова рассказала EHU Times о своей работе, о популярности буктрейлеров в Беларуси и об эмоциях после Конгресса.

Ксения, вы получили премию конгресса исследователей Беларуси за лучшую студенческую творческую работу. Эта работа — буктрейлер к роману «Адваротны бок люстра». Расскажите пожалуйста, почему был выбран именно этот жанр? 

Буктрейлер к роману стал моей дипломной работой, но фактически подготовкой проекта книги и её промо-продукцией я занималась весь 5-й курс, причём выбор темы, как ни смешно, оказался внезапным. После летних каникул меня одолевали мысли заняться чем-то очень масштабным, я думала то об альтернативном проекте по дизайну белорусских денег (сейчас после магистратуры, где я анализировала национальные нарративы белорусских рублей как идеологический инструмент, понимаю, что это совершенно неподъёмная тема для бакалаврской выпускной работы), то о серии городских проектов о Беларуси в контексте перспектив «возрождения» Гардарики (здесь тоже всё непросто). Хотелось заниматься чем-то, что одновременно было бы связано с белорусской историей и нашей современностью. Я сообщила о своих метаниях своему научному руководителю, доц. Владимиру Владимировичу Голубеву, на что он сказал мне: «Ксения, вспомните, наконец, что вы писатель».

Я как раз заканчивала в этот период работу над третьей частью «Адваротнага бока люстра» и у меня была договорённость с издательством «Мастацкая літаратура», где книга вышла в 2016 году, что я буду заниматься оформлением книги, которая объединит под одной обложкой полную версию трилогии. Поэтому работа одновременно велась сразу в нескольких направлениях: над текстом и над визуальной составляющей, над дипломом и с издательством, что для меня было в особенности важно, ведь нередко складывается так, что интересные студенческие проекты остаются нереализованными, поскольку у заказчиков бывает «своё видение». Но мне в этом отношении очень повезло и проект материализовался практически без потерь.

За первый семестр в рамках курсовой я подготовила проект макета книги, а во втором, уже «дипломном» семестре, я решила заняться её промо-продукцией. Мне хотелось попробовать новые медиумы продвижения книг, кроме самих книг или постеров, например. Поэтому я выбрала буктрейлер, как что-то новое и для белорусской книжной рекламы, и лично для меня как дизайнера.

Премия 1

Насколько буктрейлеры популярны в Беларуси в целом? 

Сейчас буктрейлеры стали гораздо популярнее, чем ещё два года назад. Когда я писала диплом, этот жанр существовал в Беларуси буквально год: в 2014 году появился первый белорусский буктрейлер к рассказу Михася Стрельцова «Смаленне вяпрука» с участием Альгерда Бахаревича и Максима Жбанкова.

Далее стали появляться буктрейлеры к современным белорусским проектам: к роману Виктора Мартиновича «Мова» (игровой буктрейлер с участием автора), к книге Ольги Гапеевой «Сумны суп» (анимационный буктрейлер) — это как раз те ролики, которые запомнились своей оригинальностью, поскольку довольно часто на постсоветском пространстве буктрейлеры решаются банально: в кадре «плавает» обложка книги в сочетании с монотонным закадровым голосом или даже без него, а с обилием письменного текста, который никто не успевает прочитать. На церемонии вручения Премии имени Ежи Гедройца за 2015 год отрывки из книг финалистов (Виктор Казько «Час збіраць косці», Татьяна Барисик «Жанчына і леапард», Альгерд Бахаревич «Дзеці Аліндаркі») представлялись в жанре буктрейлера (игровые буктрейлеры), они сейчас доступны на сайте Премии. В 2016 году velcom проводил конкурс буктрейлеров, которые снимались в жанре мобильного кино, победителем стал буктрейлер к роману Алексея Шеина «Сем камянёў».

Вместе с этим на том же фестивале белорусскоязычной рекламы ADNAK! в прошлом году, тема которого звучала как «Ген беларускага крэатыву», среди финалистов не было представлено ни одного буктрейлера и даже не было отдельной категории для этого жанра. Например, была категория «Интерактивная реклама и дизайн» с подкатегорией «Ролики для сети Интернет», но среди финалистов оказался только один трейлер, и тот — от компании Онега, который назывался «Зорныя войны. Абуджэнне бульбы». На мой взгляд, эксплуатацию такого белорусского «гена» уже нельзя назвать креативной, хотелось бы каких-то более свежих идей без игры в поддавки и самоуничижения перед воображаемыми другими с их тем более воображаемыми представлениями о белорусах с точки зрения самих белорусов.

Помог ли буктрейлер в рекламе книги, продвинулись ли ее продажи?

Я думаю, что да, хотя отследить это достаточно сложно. Использование буктрейлера было скорее моей инициативой, нежели издательства. Насколько я знаю, официальной рекламной кампании не проводилось. По крайней мере, в том виде, в котором о продвижении своей книги мечтает каждый писатель, когда по всему городу висят постеры о твоей книге, в каждом книжном все стрелки ведут именно к твоей книге, в Интернете тоже сплошные баннеры с твоей книгой. И это, кстати, является основной проблемой на белорусском книжном рынке. Часто сетуют на то, что у нас мало оригинальных книг, которые могли бы конкурировать с зарубежной литературой (в том числе, и с российской) и поэтому читатели мало знакомы с авторами и их работами, якобы они не вызывают особенного интереса. Но на самом деле проблема в том, что хорошие белорусские книги не всегда могут дойти до читателя именно из-за проблем с рекламой. Ведь она требует и финансовых вложений, и временных затрат, а издатели далеко не всегда готовы к этому, поэтому вопросы продвижения становятся ответственностью автора, который мог бы спокойно писать новые книжки вместо того, чтобы вести коммуникацию с различными рекламными площадками.

С другой стороны, мне не на что жаловаться: тираж «Адваротнага боку люстра» составил 1200 экземпляров и он разошёлся за один год, что является не таким уж распространённым явлением для Беларуси. Издательство приложило для этого все усилия и сейчас в книжных магазинах осталось всего несколько десятков книг. Моя книга продавалась не только в Минске, но по всей стране, мне писали из разных городов совершенно незнакомые читатели и это было ужасно приятно! Трилогия также попала во все библиотеки, этим особенно гордится моя бабушка, потому что теперь в библиотеке, в которую ходит она, у неё не просто статус читательницы, а статус «бабушки белорусской писательницы» и она ещё умудряется пользоваться этим положением и брать более редкие книжки. Помимо такого распространения книги по Беларуси было также организовано несколько крупных автограф-сессий и презентаций на книжных выставках, в Музее Максима Богдановича в Минске. В этих случаях буктрейлер использовался для привлечения зрителей на более открытых площадках или как своеобразное «открытие» мероприятия, которое задавало тон всей презентации. Каждый раз его показывали на огромных экранах и, честно признаюсь, у меня у самой захватывало дух. Признаваться в таком нескромно, конечно, хотя я уже воспринимаю эту работу как что-то не принадлежащее мне и вообще не имеющее отношения лично ко мне. Ведь уже прошло два года, эта идея до определённой степени «отболела» и сейчас я занимаюсь другими проектами, постоянно нужно придумывать что-то новое, чтобы не жить только одной из своих когда-то созданных работ.


Работа, получившая премию, студенческая, она представлялась и в университете. Расскажите, пожалуйста, как буктрейлер оценили в рамках обучения еще в ЕГУ? 

К третьей части «Адваротнага бока люстра» я поставила эпиграф: «В конце всё будет хорошо. Если не хорошо, то это ещё не конец». Впервые я услышала эти слова от своей двоюродной сестры, но потом оказалось, что так говорили и некоторые другие, поэтому авторство в книге так и прописано, и вот в отношении буктрейлера получилось именно в таком духе. В конце всё оказалось хорошо, но пока я делала его, думала, что меня ждёт полный провал.

Доходило до того, что я привозила на семинары минутные ролики с абсолютно белым экраном и музыкой белорусской группы «Нельга забыць», которая мне безумно нравилась. Я не представляю, как комиссия меня не изгнала за такие фокусы, но у меня действительно была проблема, я не представляла, как сделать свой буктрейлер. Причём не потому, что у меня возникали какие-то сложности на уровне техники и мастерства. Я не знала, как мне рассказать историю, которую я сама написала. И эта проблема не решилась, пока наш преподаватель по анимации доц. Ирина Валентиновна Кодюкова не спросила меня, что в книге самое главное. Я подумала, отвечаю: любовь. А Ирина Валентиновна сказала: «Вот про любовь и делай». После этих слов я закончила работу за неделю и выдержала все сроки. Хотя, наверное по версии моих родителей, которые были главными свидетелями моих бестолковых творческих терзаний, всё было немного по-другому, но к счастью, они меня тоже ниоткуда не изгнали.

На защите комиссия и мои одногруппники дважды поаплодировали мне, и я не могла поверить, что это действительно происходит, не понимала, как такое может быть, неужели всё-таки получилось? Мне пришлось уехать раньше и я не успела узнать оценку, поэтому ещё целые сутки мучилась, волновалась, что же я получу. А потом моя подруга Настя Корзун, с которой мы вместе защищались, написала мне, что буктрейлер оценен на максимальный балл. Тут я тоже отказывалась верить, но надо мной уже начали смеяться друзья и родные, поэтому пришлось взять себя в руки. Когда диплом вошёл в 5-ку лучших работ в номинации графический дизайн на конкурсе «Дизайн-Дебют 2015» Британской школы дизайна в Москве, я уже совсем успокоилась.


Какие эмоции после получения премии Конгресса?

Я ощущала тотальное счастье. Вообще, всё, что связано с ЕГУ (а ЕГУ является одним из партнёров-организаторов Конгресса), у меня обычно вызывает исключительно позитивные эмоции. На самом деле, до премии Конгресса я никогда не получала первых мест с «Адваротным бокам люстра», входила в шорт-листы и списки финалистов, но до лауреата никогда не доходило. Более того, в номинации за лучшую студенческую творческую работу вместе со мной оказались очень сильные авторы. К сожалению, я не знакома с работой, представленной Юлией Марковко, но зато я слежу за творчеством выпускника ЕГУ Глеба Куфтерина, он создаёт совершенно невероятные вещи, мне кажется, конкурировать с ним бесполезно. Поэтому я шла на церемонию вручения скорее, чтобы приобщиться к общему духу исследователей Беларуси, а атмосфера у мероприятия была совершенно невероятная: такое ощущение, что подпитываешься мощной творческой энергией и вот ты уже готов совершить какой-нибудь научный подвиг.

Безусловно, испытываешь гордость за белорусских исследователей: это люди, преданные своему делу. Было очень интересно узнать, какие тенденции в исследованиях актуальны в различных областях гуманитарного знания в и для Беларуси сегодня, что такое вообще Беларусь в глазах её исследователей. И, конечно, радостно, что премиями было отмечено сообщество ЕГУ: проф. Елена Ильинична Гапова и выпускница бакалавриата ЕГУ Алина Громова. Я думаю, это ещё раз подтверждает важность того вклада в общий проект Беларусь, который делает наш Университет.

Студенческая номинация была в самом конце, поэтому за радостью за победителей в исследовательских номинациях я уже даже немного позабыла, что и я сюда пришла не просто как гость, поэтому когда назвали моё имя, на меня нахлынул настоящий восторг: я получаю первое место в первый раз! Было в особенности приятно, что на церемонии было много моих преподавателей из Университета и по Школе молодого писателя при Саюзе беларускіх пісьменнікаў, которые разделили эту радость со мной. Например, одним из ведущих церемонии был Лявон Барщевский, который в 2013 году награждал меня дипломом II степени премии Дебют имени Максима Богдановича, а теперь мы снова встретились и снова благодаря «Адваротнаму боку люстра». Наверное, всё просто так удачно совпало, даже зала, в которой проходила церемония называлась Люстраной. По-моему, это забавно.

Яна Лешкович

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

%d такие блоггеры, как: