«C нами нельзя договориться». Кто такие анархисты и зачем они вышли на улицы.
На акциях против налога на тунеядство анархисты появились для многих неожиданно. В толпе протестующих они резко выделялись: маски на лицах, черные флаги, барабаны. БТ в своих сюжетах называло их «проверенными кулаками» оппозиции и сравнивало с нацистами. 15 марта «Марш нетунеядцев» в Минске закончился задержанием анархистов в троллейбусе — некоторые из них уже отсидели «сутки». Задерживали членов движения и в День Воли.
Кто эти люди, которые называют себя анархистами? Зачем они вышли на акции «нетунеядцев»? Почему с ними не церемонится ОМОН? TUT.BY поговорил с людьми, чья главная цель — страна без государства.
Чего хотят анархисты
Если очень коротко, анархизм — это мировоззрение, сторонники которого выступают против любой формы власти, иерархии и принуждения. Анархисты считают, что на смену государству должны прийти самоуправляемые общины, члены которых принимают решения сообща, на принципах прямой демократии и равенства.
Под стать своей философии белорусские анархисты не имеют единого центра и лидера. В стране существует несколько автономных анархистских инициатив. Самая давняя — «Еда вместо бомб», активисты которой кормят бездомных на улицах уже 12 лет. Несмотря на ненасильственный характер инициативы, ее представителей неоднократно задерживали.
В целом, анархисты регулярно всплывают в новостях из-за своих акций, которые правоохранители обычно расценивают как хулиганство. В 2015 году анархистов обвинили в порче имущества за белорусскоязычные граффити и испачканный краской плакат с милиционерами. А недавно одного из фигурантов «дела граффитистов» обвинили в хулиганстве за «повешенный» памятник городовому.
Перечисленные выше инциденты заканчивались «сутками», штрафами и возмещением ущерба. В отличие от громкого «дела анархистов», которое в 2011 году стоило его фигурантам реальных сроков в колонии. За политические акции, в том числе атаку «коктейлями Молотова» на российское посольство в Минске, пятеро молодых людей получили от 1,5 года ограничения до 8 лет лишения свободы. Двоих правозащитники признали политзаключенными — Игоря Олиневича и Николая Дедка.