Разработка закона о российской нации, которая начнется в ближайшее время, фактически означает изменение Конституции. В российской Конституции государственная идеология запрещена, а новый закон фактически такую идеологию предложит. В качестве таковой там пропишут, к примеру, «российский патриотизм» или «российские духовные ценности «.
Это повлечет идеологическую накачку в российских школах и ВУЗах, повсеместные лозунги и плакаты, фильмы «Путин в октябре» и т.п. То есть возвращение в СССР, и без того уже идущее, официально закрепят законом. Значит, ГКЧП победил, но не одномоментно, как мыслили его авторы в 1991-м, а постепенно.
Что касается СССР, кто такой строитель коммунизма, было понятно: существовал Моральный кодекс строителя коммунизма. Но кто такой россиянин, непонятно совершенно, и теперь Путин хочет это четко прописать. Конечный успех мероприятия – вот главный вопрос.
Итак, идеологический конструкт под названием «российская нация» призван укрепить единство страны. В последние годы это единство строилось на трех китах: бандеровцы, 9 мая, Обама. Но от войны начинают уставать, 9 мая только раз в году, а Обама уходит. Так что новый закон призван заполнить идеологический вакуум. Причем заполнить чем-то более долгосрочным и надежным.
Есть и более глобальная причина. В мире идет рост национального самосознания, посмотрите на Польшу и Венгрию. Народы РФ этот процесс тоже не обошел. Так что новый закон призван снизить опасность распадения страны на национальные автономии.
И опять к истории СССР. Идея советского народа как «новой исторической общности» носила наднациональный характер: национальное своеобразие должно было совмещаться с советским универсализмом и этим обеспечивать государственное единство. Но мы знаем, что ничего не получилось. Тяга народов к созданию национальных государств оказалась сильнее любого КГБ. Ждет ли то же самое Российскую Федерацию?
Каждая национальность рано или поздно созревает для собственной государственности. Остановить это – то же самое, что приказать ребенку не расти. Можно принять 10 законов о российской нации, но, как показала история, законы социального развития сильнее.
Возьмем опыт стран Балтии. К распаду СССР привел в том числе рост национализма, потому что борьба за независимость всегда националистична. Но потом Литва, Эстония и Латвия смогли на государственном уровне преодолеть национализм и выйти на большую демократическую дорогу, вступив в ЕС. «После освободительного национализма приходит демократия» – вот общая формула государственной жизнеспособности. Очевидно, то же самое предстоит пережить многим регионам нынешней РФ.
Евгений Титов