В Вильнюсе утром в среду скоропостижно скончался литовский философ и общественный деятель Леонидас Донскис. Об этом сообщает портал Delfi. Леонидасу Донскису было 54 года.
Донскис был автором десятков научных работ, профессором и директором Института политических наук и дипломатии Университета имени Витаутаса Великого. С 2009 по 2014 год он был депутатом Европарламента, затем возглавлял Институт наблюдения за правами человека. Донскис также был известен как публицист – в частности, ряд его публикаций был посвящен истории Холокоста в Литве, проблемам памяти и исторической ответственности.
Президент Литвы Даля Грибаускайте заявила, что Литва со смертью Донскиса «потеряла выдающегося гуманитария, активно отстаивавшего в своей академической и общественной деятельности идеи свободы и человеческого достоинства».
Фото: Courtesy
В память о литовском либерале
Этот вечер мы должны были провести в неспешной беседе о политике, ситуации в Европе и Украине, угрозе демократии и правам человека, а также разговорах о книгах, проектах, университете и просто о жизни. Темы казались вечными, разговор обещал быть интересным и вдохновляющим – вихрь мыслей и планов. Но сегодня утром все внезапно обрушилось – Леонидас Донскис скончался в вильнюсском аэропорту, по дороге к какому-то новому месту назначения.
Ему было всего 54 года. Пишу это и не верю, что его уже нет. Леонидас был полон энергии. Стиль жизни этого человека поразительно схож с моим: постоянно в дороге, постоянно где-то в Европе или за ее границами, постоянно занят проектами, связанными с ужасами прошлого и попытками добиться лучшего, действительно европейского будущего. Наши квартиры в Каунасе находятся в сотне метров друг от друга, однако из-за напряженных графиков встретиться всегда было сложно. Тем не менее, мы находили возможность поговорить обо всех тех важных вопросах, которыми были постоянно заняты.
Именно Леонидас шесть лет назад убедил меня перейти в каунасский Университет Витовта Великого, где он был главным двигателем инноваций, модернизации и попыток избавиться от последних пережитков советского прошлого. Он по-настоящему верил в гуманитарные науки, был либералом в лучшем понимании этого слова, европейцем в душе и сердце. Он убедил меня присоединиться к научному миру, хоть и понимал, насколько для меня важен активизм. Он поддерживал все мои проекты в сфере прав человека и психологического здоровья настолько, насколько это было возможно.
Он был писателем, мыслителем, историком, журналистом, дипломатом и политикомОн был философом по образованию, но этим его личность не ограничивалась. Он был писателем, мыслителем, историком, журналистом, дипломатом и политиком, хотя после четырех лет работы в Европарламенте уверял меня, что в политику больше не вернется. Донскис всегда выделялся в литовских научных кругах, обладая таким уровнем знаний, которого вряд ли кому-нибудь из нас удастся достичь. Его работоспособность выходила далеко за рамки большинства людей: книга за книгой, статьи, конференции. Невозможно было уследить за всем, что он делал.
Его внезапный уход стал оглушительным ударом. Это неописуемая потеря не только для его жены и семьи, но и его коллег, всех тех, кто имел честь и огромное удовольствие работать с ним, вдохновляться им, разделять его планы на светлое будущее науки.
Его уход – большая потеря для страны, которую он любил и ценил, для Литвы. Потеря для европейской либеральной мысли. Один из главных защитников свободы и демократии уходит со сцены именно сейчас, когда над Европой сгущаются черные тучи, и с каждым днем усиливаются праворадикальные, антидемократичные и антилиберальные силы. Пройдет немало времени, прежде чем я осознаю, какую потерю мы понесли.