Из Швеции – плохая новость для строителей Белорусской (Островецкой) АЭС.
В пятницу прошлой недели основные политические партии Швеции договорились насчет будущего ядерной энергетики страны. Любопытно, что дискуссия по этому вопросу непрерывно продолжалась четыре десятилетия, а политический вектор все-таки больше указывал на то, что в Стокгольме последуют примеру Германии и в обозримом будущем будет принято твердое политическое решение постепенного закрытия в стране всех ныне работающих 10 ядерных реакторов.
Основные политические партии страны, представляющие как левоцентристское правящее большинство, так и оппозицию, приняли решение постепенно снизить налог на ядерную энергию с 2017 г., что позволит операторам атомных электростанций (АЭС) работать более рентабельно в более предсказуемой системе политических координат. Ибрагим Байлан, министр энергетики Швеции, сказал, что “традиционный шведский компромисс” так или иначе будет подразумевать стабильные условия для потребителей, даже в случае смены правительства после выборов 2018 года.
Политики, подписавшие соглашение, решили не выдвигать на первый план различные аспекты в зависимости от своего партийного присоединения. Об этом высказался представитель оппозиционной партии «умеренных» после встречи.
Дипломатические источники “The EHU Times” сообщают, что, как и предполагалось, к 2020 году в Швеции будут выведены из эксплуатации четыре действующих реактора, построенные в 1972, 1975 и 1976 годах, но еще шесть реакторов поздней постройки продолжат функционировать в будущем. “Возможно, до 2040 г. – это очень долго по времени, что значит и много энергии”, – говорил источник.
Неофициальную информацию о решении шведских политических сил вчера на встрече с промышленниками Литвы распространил министр энергетики Рокас Масюлис. Он подчеркнул, что, возможно, из-за этого решения нужно будет вносить коррективы в новую энергетическую стратегию Литвы. Руководитель государственного холдинга “Лиетувос энергия” Далюс Мисюнас в своем аккаунте в сети Facebook написал буквально следующее: “Сохранение производства шведских АЭС создает предпосылки надеяться, что период низких цен в [системе торговли] Nord Pool будет продолжаться. Пора подумать о втором кабеле в Швецию?”.
Тот факт, что в Швеции принято решение продолжить эксплуатацию шести ядерных реакторов ещё несколько десятилетий, а также договоренность о повышении субсидий для генерации электроэнергии из возобновляемых источников энергии (Швеция в 2013 г. на субсидии потратила около 2,5 млрд. евро) сильно уменьшает конкурентные возможности строящейся недалеко от Вильнюса Белорусской (Островецкой) АЭС.
Это означает, что если оператор введенной в эксплуатацию БелАЭС попытается продать произведенную в Островце электроэнергию в странах торговой системы “Nord Pool Spot”, то, возможно, ему это удастся только при верхнем уровне цены 25-30 евро за мегаватт-час.
Во вторых, построенной на российские кредиты БелАЭС придется конкурировать на рынке “Nord Pool Spot” со шведскими реакторами, которые уже окупились и не имеют бремени инвестиционных кредитов.
Прогнозы будущей себестоимости произведенной на БелАЭС электроэнергии колеблются в коридоре от 40 до 90 евро за мегаватт-час. Это означает, что оператору БелАЭС, или правительству Беларуси, придется посоревноваться со странами Балтии и особенно Северной Европы в возможностях щедро субсидировать выработанную электроэнергию, покрывая при этом разницу между себестоимостью производимой на БелАЭС электроэнергии, выплатами кредитов и т.д. и уровнем цен на бирже “Nord Pool Spot”. Эта разница, в конечном счёте, ляжет на плечи белорусских потребителей электроэнергии, возможно – всех налогоплательщиков. В лучшем случае – налогоплательщиков Беларуси и России, если двум странам удастся об этом договориться.
Ритас Стасялис