«Если среди наших студентов есть те, которые могут позволить себе платить больше, то они, возможно, и должны платить больше», — это заявление нового ректора ЕГУ Дэвида Поллика обеспокоило многих и вызвало оживленные дискуссии, стало лейтмотивом встреч, публикаций в СМИ и многочисленных разговоров за чашкой кофе. Однако в той памятной пресс-конференции профессор Поллик добавил: «В то же время те, которые не могут платить больше, наверное, не должны». И если то, как растет стоимость обучения, всем более-менее ясно, то каким образом университет может помочь студентам, которые нуждаются в финансовой помощи, – вопрос открытый.

На просьбу пояснить свое представление о будущих реформах ректор упомянул такой вариант, как стипендии, и можно уже сейчас предвидеть реформы, которые вскоре коснутся системы финансовой поддержки студентов ЕГУ. Тем более, что об этом уже шла речь в начале декабря 2014 г.: планировалось снизить пороговый академический балл для подачи заявки на стипендию с 9 до 8.5, а также уточнить и детализировать систему бонусных баллов за социальные, творческие и научные активности и одновременно увеличить их вес.

Мы решили обратиться к студентам, чтобы выяснить, что они думают о действующей системе распределения стипендий и какие реформы необходимы, на их взгляд.

Родионова Анастасия, Новые медиа, 3 курс

«Я считаю, честно говоря, что вообще система распределения стипендий – это очень хорошее явление для каждого университета, однако в нашем университете это довольно странно, так как большое внимание уделяется так называемой волонтерской активности, которая, по большому счету, никак не демонстрирует способности и качества студента как будущего специалиста или научного специалиста. Поэтому мне кажется, что стоит больше внимания уделять именно какой-то научной и творческой деятельности всех студентов, а не их желанию участвовать в волонтерстве и переносить стулья на разных мероприятиях».

Стасюк Данила, Медиа и коммуникации, 1 курс

«Я считаю, что система стипендий объективна, бесспорна. Правильно, академический балл все-таки более весомый, чем социальный. Но я также считаю, что было бы намного лучше, если бы стипендия — не обязательно такая же сумма, может быть и меньше – гарантировалась студентам, поступившим на нулевой тариф. Поскольку многих это очень волнует. Все-таки проживание в Литве и вообще отъезд за границу – это такое тяжелое испытание, и если бы давались какие-то гарантии финансовой стабильности, это способствовало бы большему и лучшему развитию абитуриентов здесь и большему притоку абитуриентов сюда».

Шиманская Виктория, Новые медиа, 3 курс

«Я думаю, что в целом эта система довольно-таки адекватная, потому что в основе лежит академический рейтинг. Мы все-таки учимся в университете, и я считаю, что это правильно. Но в то же время стипендий могло бы быть и побольше, потому что люди с довольно высоким рейтингом — 10,0 — не всегда получают стипендию. То есть стипендии начинаются с балла 10,5».

Гончар Евгений, Новые медиа, 3 курс

«В принципе, то, каким образом сейчас все оценивается, мне вполне понятно, и я не вижу в этом ничего плохого. Но в то же время есть люди, которые действительно заучки, которые сидят, учатся, хотят получить знания, но у них просто-напросто из-за этого нет времени, чтобы заниматься какими-нибудь социальными активностями. Которые в нашем университете представляют из себя бесплатную рабочую силу, что я тоже не одобряю. Таким образом, я не вижу смысла выделять людей, у которых очень высокая социальная активность. Потому что бывают люди, которые просто засветились абсолютно везде. Из-за этого комиссия, которая распределяет стипендии, относится к ним очень предвзято. Тут нет никакой объективности. Поэтому пересмотреть что-то нужно, но далеко отходить от нынешней модели не стоит».

Гадецкая Ксения, Культурное наследие и туризм, 2 курс

«Система неплохая, но, например, когда я сейчас подавала заявку, мне было не особо ясно, за что же именно я могу получить социальные баллы. Как мне кажется, большее предпочтение должно отдаваться все же академическому баллу».

Кольцова Александра, Культурное наследие и туризм, 3 курс

«Стоило бы учитывать успеваемость студентов на протяжении, скажем, предыдущего года обучения. Если виден прогресс, можно сделать какую-нибудь систему поощрения. Можно рассматривать, с чего начинали студенты и к чему они пришли. И если они повысили свой результат, возможно, это тоже нужно как-то учитывать.

И еще важно также количество кредитов, которое берет студент за семестр. Относительно этих кредитов также следует высчитывать его активность, потому что дополнительные кредиты занимают, соответственно, больше времени и усилий».

Андрукович Виктория, Медиа и визуальный дизайн, 3 курс

«В принципе, идея рейтинговой системы справедлива, так как каждый получает то, что заслуживает. Но, конечно, есть проблемы, и я, если честно, даже не знаю, как именно можно их решить. Стипендии распределяются на курс, то есть на все программы, а нагрузка на них разная. Соответственно, получается, что на какой-то программе стипендия легче достижима, а на другой – нет. Кто бы что ни говорил, но все-таки на «Дизайне» получить стипендию тяжелее. Сейчас у нас её получает только один человек, хотя и другие ребята подавались».

(комментирует новый вариант системы)

«Я думаю, так у ребят появится больше шансов. Хотя я слышала от кого-то из преподавателей: «Что это такое, кто-то будет бегать по университету, а не учиться, и еще и получать за это стипендию!» (смеется). Но я не согласна, что в университете наша жизнь ограничивается академической программой. Есть другие вещи, которыми люди реально занимаются, и это никоим образом не плохо».

Чубич Арсений, Медиа и визуальный дизайн, 4 курс

«Оцениваю положительно! Единственная проблема, связанная со стипендиями в ЕГУ, которая у меня сразу всплыла в голове — факт того, что их считают весь октябрь, ноябрь и только в декабре мы получаем деньги. Как можно считать 2 месяца 50 заявок, грубо говоря? Причем конец подачи заявок всегда в середине октября. В плане начисления — работают оперативно и всегда 15ого каждого месяца утром есть деньги».

Шарендо Егор, Новые медиа, 3 курс

«У меня нет однозначной позиции по этому вопросу. Я могу выделить как положительные стороны настоящей системы, так и отрицательные. Например, положительная сторона настоящей системы состоит в том, что действительно мотивированные получать высокую стипендию студенты стараются хорошо учиться и принимают активное участие в жизни университета. И люди, которые в настоящее время получают стипендию, на мой взгляд, имеют ее полностью заслуженно, так как они вложили довольно много усилий и в учебный процесс, и в культурную жизнь университета.

С другой стороны — количество стипендий на курс всего 14. На мой взгляд, благоприятное решение может быть достигнуто в том случае, если увеличится общая сумма, которая будет выделяться студентам на стипендии — это было бы здорово. В таком случае, возможно, студенты будут более мотивированы, чтобы стремиться к получению стипендии. Небольшое снижение планки требований, например, снижение академического балла с 9 до 8.5, также может предоставить дополнительную мотивацию студентам. На мой взгляд, этот вопрос должен рассматриваться и решаться вместе с самими студентами. Конкретные предложения — конкретные решения».

Мнения и жалобы студентов прокомментировала студентка 4 курса Лешкович Яна – представитель студентов в комиссии по распределению стипендий.

сделай круг«Я внимательно прослушала мнения всех студентов и поняла, что многие из них не до конца представляют, как происходит заседание комиссии по распределению стипендий. Это серьезная работа, в которую включены не один и даже не два человека. Поэтому стереотип о том, что «социальный балл никто не проверяет», ложный: все то, что указывает человек в анкете, проверяется главой студенческой службы в присутствии представителя от студентов, в данном случае меня.

Работа комиссии организована следующим образом: после того, как все заявления на стипендии были приняты и завизированы академические баллы студентов, претендующих на стипендии, глава студенческой службы Татьяна Бабич распределяет социальные баллы согласно соответствующему положению, которое каждый студент может найти в мудле. При этом процессе присутствует представитель от студентов (в этом году это я), который следит за тем, чтобы все происходило справедливо и в соответствии с положением. Составляется таблица, в которой отмечено распределение баллов ст учетом социального балла. Таблица пересылается остальным членам комиссии, в которую входит, например, глава финансового департамента и прочие. Все члены комиссии проверяют таблицу, и соглашаются или не соглашаются с ней.

На мой взгляд, система распределения стипендий в университете справедлива. Учитывается и академическая, и социальная активность студента, и это, на мой взгляд, правильно: если студент при хорошей успеваемости успевает реализовывать какие-то свои проекты, повышать имидж университета, это должно обязательно быть отмечено. К тому же, повторюсь, все активности тщательно проверяются, и студентам не стоит переживать о том, что кому-то удалось обхитрить комиссию и обманом получить стипендию».

Чтобы прояснить, каких изменений в системе стипендиальной поддержки студентов действительно следует ожидать, мы обратились к Григорию Яковлевичу Миненкову, председателю Сената ЕГУ.

гя«Любая система когда-то меняется. Принципиальная основа системы распределения стипендий у нас установлена. Как известно, мы при распределении стипендий учитываем не только успехи в учебе, но и другие показатели. Я думаю, что это стоит сохранить, но, возможно, стоит более детализировать и еще больше акцентировать на каком-то творческом вкладе наших студентов в университет, на том, какие проекты они делают, и так далее.

Конечно, важно еще исходить из того, что финансовая ситуация университета достаточно непростая, и поэтому мы тоже должны при утверждении стипендии это учитывать и делать их максимально адресными. Так, чтобы не вызывало никаких сомнений, что, если именно этот студент получил данную стипендию, то он ее заслужил. Тем более что стипендий у нас очень немного, и поэтому очень тщательно нужно думать, как их распределять.

То есть в принципе, мне кажется, система останется той же, но с какими-то уточнениями, с большей прозрачностью.

Может быть еще одно измерение – у нас это очень сложно, пока практически нет таких студентов —  это элемент социальной поддержки. Социальные стипендии должны быть. Бывают такие ситуации, когда студентам требуется срочная помощь. Тогда, возможно, мы должны учесть семейное положение и так далее. У нас, к сожалению, сейчас на это практически нет средств. Как решать эту проблему? Я много с этим сталкивался, когда я был деканом. Приходили студенты, рассказывали о своих проблемах жизненных. Они бывают: у кого-то тяжело заболели родители и средств не стало, у кого-то, бывает, и умирают. Все бывает в этой жизни. И вот тут, конечно, у нас есть сложности, мы пока не имеем возможности оказывать серьезную помощь в таких случаях. Наша система в этом плане достаточно жесткая, то есть прежде всего – успехи в учебе. Хотя мне кажется, должен быть некий социальный фонд, который мог бы оказывать поддержку хоть на какой-то срок. Возможно, мы могли бы предложить разовую помощь. Это не какая-то стипендия на год, это более дифференцированная поддержка.

Сейчас эти реформы на стадии обсуждения. Наверное, со следующего года мы будем просто вынуждены каким-то образом менять эту систему. Думаю, что к лету все значительно прояснится. Понятно, что при этом будут учтены все мнения, мнения студентов в том числе. На данный момент нельзя сказать, что мы уже подготовили новую систему. Еще раз подчеркиваю: во многом это будет связано с финансовой ситуацией университета.

Та стипендия, которую мы даем, она – за достижения в учебной и, скажем так, проектной и исследовательской деятельности. У нас таких возможностей много в университете, и мы поощряем это. Каждый имеет возможность это делать и стараться.

А вот волонтерство – это не совсем проектная деятельность, и это должно учитываться, но как некий дополнительный бонус, но не решающий. Волонтерство есть волонтерство. Волонтеры вообще что-то делают не потому, что что-то хотят получить. Все-таки не будем забывать, что волонтерство – это то, что мы делаем потому, что душа зовет, сердце требует и так далее. Скажем, в американских университетах очень развиты системы social service – социальной службы, когда студенты просто помогают бедным, старикам и так далее просто потому, что они помогают».

Конечно, если мы видим такую активность, ее надо как-то поддерживать. Может быть, другими какими-то средствами. Ведь можно быть волонтером всюду, но плохо учиться. Не нужно забывать, что мы все-таки университет, а не благотворительная организация».


наАнастасия Таран

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Популярные

Больше на The EHU Times

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Читать дальше