19 марта в учебном корпусе Европейского гуманитарного университета крушили и ломали, перестраивали и перезагружали. Лекция-манифест «Тезисы о перестройке: деконструкция призраков», прочитанная стазу тремя небезызвестными в ЕГУ личностями, выдающимися исследователями и преподавателями Альмирой Усмановой, Бенджамином Коупом и Галиной Орловой, открыла «Лекционное предисловие» к ежегодной студенческой конференции, которая посвящена в этом году теме «Европа-2015. Эффект перестройки: Режимы и риски многоголосого знания». 

Три взгляда трёх разных людей с трёх разных сторон пересеклись в одной точке, имя которой — перестройка, создав новое исследовательское поле и став форумом для обсуждения как очень давних, но незабытых событий, так и актуальных научных проблем. Началом лекции послужило своеобразное возвращение в события 1985-1991 годов, сопровождавшееся воскрешением в памяти самых разных законов и решений, движений и явлений тех времён в полноте их противоречий, сопряжённой с личными переживаниями и опытом говорящих. В постепенном переходе от событийного к личному и к аналитическому то и дело всплывала идея тотального множества:  множество мнений, множество вопросов, множество возможных перспектив, а может, сложное множество множеств стали порождением перестройки, понимаемой беспредельно широко.  Именно это послужило лейтмотивом лекции-манифеста.

Начала лекцию Галина Орлова, уверенно задав тон и направление всему последующему разговору:

орел

Перестройка началась с речи Горбачёва  на апрельском пленуме ЦК КПСС, а закончилось  августом 1991 года, на который пришёлся путч. Она была многоголосым процессом и включала в себя массу всего <…>. Это довольно давние события, но у нас есть и личный обертон для разговора о перестройке. Все лекции, которые будут проходить на этой конференционной платформе, будут бродить где-то между почти личным дневником и манифестом. И этот оксюморон и является основанием того интеллектуального продукта, который мы вам предлагаем для того, чтобы вы почувствовали, что за границы выходить можно и нужно.

Альмира Усманова продолжила идею о необходимости сопрячь личный опыт с историческим, сославшись на выдающегося французского философа Жака Деррида и его работу «Back from Moscow, in the USSR». Особенно удачно задали контекст и создали подходящую атмосферы эпизоды из личного опыта Альмиры, заставив вспомнить каждого, присутствовавшего на лекции то, что он, возможно, в принципе помнить не мог:

усм

Когда я поступала в университет, я жила в огромной стране, под названием СССР, и казалось, что эта страна навсегда и её не может не быть. Когда я заканчивала аспирантуру, СССР больше не было — теперь каждый раз, заполняя графу о месте рождения, мы пишем названия не существовавших на тот момент на карте мира государств. Когда я училась в университете, студенты философского факультета ездили в Москву, чтобы послушать лекции профессоров с мировым именем. Когда я училась в аспирантуре, местом встречи людей интеллектуальной профессии могла оказаться барахолка в Варшаве или в Белостоке, где продавалось всё, что можно было продать за валюту. Вот что мне кажется удивительным в перестройке: советская власть пережила НЭП,  пережила «оттепель», а перестройка привела к тому, что ускоряться и перестраиваться уже было некуда и незачем, конструкции рухнули, а нашим актуальным настоящим стало наше прошлое.

Бенджамин Коуп не мог быть свидетелем событий перестройки, ведь он не был рождён в Советском Союзе. И всё-таки его мнение не было взглядом со стороны – это был взгляд аналитика, очень тонко прочувствовавшего объёмность понятия деконструкции применительно к концепту перестройки. Немного сбивчиво (что вполне оправдывается использованием неродного, русского, языка, которым Бенджамин, тем не менее, владеет на действительно высоком уровне), но очень искренне прозвучали его слова:

коуп

Мне немного стыдно, что я участвую в этом обсуждении, не пережив того, что пережили советские люди во время перестройки. Мой опыт совсем иной, но я думаю, что вопрос исторической перестройки надо исследовать, а ещё важно понять, что перестройка значит для нас сегодня, ведь именно с этим очень тесно связан современный образ мысли. И на этот вопрос стоит смотреть с разных сторон. Для меня то, что происходило в мышлении перестройки, тесно связано с именами таких мыслителей, как Лиотар и Деррида, Делёз и Гваттари. Именно они исследовали эту многоголосость в мышлении. Надо понимать, что мышление и государство могут быть очень многослойными — и в этом кроется риск.

Вскоре дискуссия плавно перешла к эффектам перестройки в различных исследовательских областях. В частности, в завершение Галина Орлова затронула поле собственных научных интересов:

Для меня как для социального исследователя вопрос о перестройке как об аналитической рамке особенно актуален с перспективы отхода от необходимости создавать устойчивые типы в работе с некоторыми неустойчивыми социальными структурами. Постструктуралистские ключи в социальных исследованиях оказались паллиативным решением, позволившим говорить о локальных конструкциях, хоть зыбких, но всё-таки целостных структурах. Сегодня вдруг оказывается, что эти способы решения интеллектуально-аналитической задачи не работают, теперь необходимо научиться работать с множеством. Выйти за рамки микроструктурализма страшно, страшно оказаться перед магмой социального в попытках остаться в живых в качестве исследователя. И в этом смысле многие ответы можно искать у перестройки, постоянно проговаривая эти самые риски этого самого многоголосого знания.

Было названо много имён, прозвучало множество примеров, всё это сопровождалось гаммой самых разных эмоций с самых разных сторон. В конце лекции в зале повисла звенящая тишина, навевающая тревожные мысли о незаинтересованности и пассивности аудитории. В определённый момент даже показалось, что эта тишина переросла в вакуум непонимания. Тем не менее, эта опасная иллюзия была вскоре рассеяна бурными аплодисментами зрителей, которые всё ещё пытались с трудом разобраться в собственных мыслях и чувствах. После мероприятия лекторов обступили присутствовавшие, почти в полном составе, желая поделиться теми мыслями, впечатлениями, вопросами и комментариями, которые оказались слишком личными для озвучивания во всеуслышание. Действительно живая и насыщенная лекция стала многообещающим началом предстоящей студенческой конференции. Она оставила ровно ту долю недосказанности, которая обещает необходимость будущей работы мысли, не оставляя страха окончательно запутаться в дебрях многоголосого знания. Может, именно это станет стимулом для студентов пойти на риск и окунуться в неизведанную область знания, призванную кардинально перестроить сознание пытливого исследователя.

Напомню, лекция-манифест стала началом «Лекционного предисловия» конференции, включающего в себя 12 эпизодов, среди которых лекции, автобиографические комментарии, исследовательские интервенции, круглые столы и манифесты, презентация книги и выставка. А уже 27 марта в 14:40 всем студентам ЕГУ предоставляется уникальная возможность посетить второй эпизод данного мероприятия. Собственную исследовательскую интервенцию по теме «Мобильность и ностальгия: осмысляя 25-летнюю историю белорусско-литовской границы» представит Ольга Сасункевич.

Каждый год в ЕГУ проводится международная конференция студентов бакалавриата и магистратуры, которая предоставляет каждому участнику уникальную возможность реализовать собственное исследование и поделиться его результатами с другим. Конференция — это площадка свободного обсуждения и обмена мнениями. Традиционно здесь сталкиваются самые разные научные интересы в области социальных и гуманитарных наук, формируя живую дискуссию в междисциплинарной перспективе.

В этом году ежегодная конференция пройдёт с 15 по 16 мая в Вильнюсе, она получила название «Европа-2015. Эффект перестройки: Режимы и риски многоголосого знания», а её темой стала перестройка. 30 лет с начала Перестройки, 25 лет независимости Литвы и 10 лет существования ЕГУ в Вильнюсе – именно эти три юбилея, по словам организаторов, стали поводом для актуального разговора о Перестройке, выходящего за рамки конкретного исторического события, ставшего переломным в формировании современного мира: перестройка понимается предельно широко как метафора распада целого и формирования множества. Процесс перестройки в любой сфере жизни общества является полем продуцирования не только множества новых возможностей, но и множества рисков, которые простираются далеко за пределы конкретного события. В рамках конференции планируется 22 секции, темы которых принадлежат различным областям исследования, рассматривающим «перестройку» с самых неожиданных ракурсов. Именно «Лекционное предисловие», по заверениям организаторов, поможет расширить взгляд на «перестройку» от исторического события к аналитическому инструменту и даже новой теоретической концепции – таким образом, оно станет ключом к открытию самой конференции.


соняСофия Савчук

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Популярные

Больше на The EHU Times

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Читать дальше